Легко ли быть старым?

Я — больной, старый человек, — плакался Паниковский. Но его никто не жалел — ни герои романа, ни читатели, ни, конечно же, сами авторы. Над ним — больным и старым! — все смеялись.

Да, Михаил Самуэлевич, конечно, был тот ещё фрукт — мелкий жулик, вор и необразованная личность, давно не мывшаяся в бане. Но он был старым. А признаваться в старости не стыдно, стыдно над старостью смеяться.

 

Я заглянул во всезнающий интернет, чтобы просмотреть итоги нескольких соцопросов на тему «Чего больше всего боятся россияне?». Боятся почти все, и перечень страхов длинный — тяжёлая болезнь, рост инфляции и цен, мошенники, терроризм, новая пандемия, падение доходов… А про старость — ни слова.

Почему? Наверное, потому, что старым у нас быть стыдно, и в страхе перед старостью стыдно признаться даже перед социологами. Надо быть молодым. Как говорится в рекламе: «Мне уже пятьдесят, но я выгляжу на все двадцать, потому что прошла курс омоложения в клинике “Вечная юность”!».

Зато в комментариях пользователей страх старости встречается часто. При этом, в первую очередь, люди боятся грошовой пенсии и старческих болезней, на лечение которых у них не хватит денег. Ну, а те, кому уже «за…», ничего не опасаются, они констатируют, что основные их беды не только болезни и пенсия, которую всё время обгоняют наглые цены, но, кроме того, чувство одиночества и отношение молодых.

Врач в поликлинике на ваше огорчение при виде результатов анализов, успокаивает:

— Ну что ж вы хотите, милая моя? У вас же возраст!

В магазине продавщица сразу говорит:

— Вам, наверное, предложить что-нибудь подешевле?

Чиновница в ответ на замечание, что вы уже ждёте битый час, удивляется:

— Куда вам спешить? Вы ведь на пенсии…

А заступиться за вас некому. Если есть молодые родственники, так они все заняты своими делами.

Что же делать? Как смириться с тем, что ещё вчера ты был(а) равноправным членом общества и даже занимал(а) престижную должность, имел(а) награды и звания, а сегодня… Сегодня ты — человек какого-то второго сорта.

* * *

Молодые скажут, что я преувеличиваю и на самом деле ничего такого нет. Как бы я рад был с вами согласиться!

Вот всего один пример. Районная поликлиника, из кабинета врача выходит медсестричка и обращается к дедушке, сидящему в очереди:

— Ваших анализов пока нет, приходите послезавтра.

— Послезавтра я уже прийти не смогу, — сокрушается дед. — Послезавтра у нас лифт ставят на ремонт, мне пешком на мой восьмой этаж не взобраться.

— Вот уж правду говорят: трудно в лечении — легко в гробу! — смеётся медсестра.

Дело не в ней, дур и дураков всюду хватает. В очереди сидели и стояли с десяток пациентов — пожилые, среднего возраста, двое молодых, — и ни один не возмутился. Только я. Но никто меня не поддержал.

Культура общества, уровень его морали и нравственности определяются многими факторами, и один из важнейших — отношение к пожилым.

* * *

Однако старость — это проблема не только самих пожилых людей, это ещё и социально-экономическая проблема. Особенно в России, где 35 млн человек, то есть примерно каждый четвёртый, — старше шестидесяти лет.

Сейчас всё больше людей живут дольше, чем их родители и бабушки-дедушки, благодаря развитию медицины, а также повышению уровня и качества жизни (да-да, и этот фактор у нас тоже имеется, хотя он, конечно, заметен в жизни далеко не каждого). В условиях низкой рождаемости это означает, что население нашей страны неуклонно стареет.

Если перевести сей вывод на язык экономики, получается, что один работающий вынужден кормить всё больше пожилых.

Власти попытались выйти из этой ситуации за счёт повышения пенсионного возраста, но это принесло лишь кратковременный эффект. Видимо, в скором времени придётся позаимствовать опыт ряда других экономически развитых стран.

А опыт этот говорит о том, что надо развивать сеть государственного и частного призрения для пожилых. Это могут быть пансионаты для старых людей или хостелы с однокомнатными квартирами. Но важно, чтобы проживание и в пансионатах, и в хостелах обходилось их обитателям максимум в 80-90 процентов пенсии, и никак не дороже.

Это позволит решить целый ряд проблем, причём не только социально- экономических, но и морально-нравственных. Молодая семья, в которой один ребёнок, избавившись от финансовой нагрузки и повседневной бытовой помощи пожилому члену семьи, обретёт шанс завести второго, а то и третьего ребёнка, а старенькая мама или старенький папа смогут зажить самостоятельной жизнью, избавившись от унизительного ощущения бремени для молодых.

Конечно, частный бизнес не в силах справиться с созданием мало-мальски разветвлённой системы таких пансионатов и хостелов. Тут потребуется активная помощь государства, скорее всего на основе государственно-частного партнёрства (ГЧП).

Я видел такие хостелы в Израиле. Для того, чтобы попасть в них, пожилые люди ждут своей очереди год, а то и два-три. Видел я и пансионаты для пожилых в России: всё там было хорошо, кроме цен, которые доступны только очень состоятельным молодым семьям.

* * *

Но в первую очередь нам предстоит изменить в обществе отношение к старости. И это отношение должны изменить сами пожилые люди.

К своему преклонному возрасту хорошо бы готовиться заранее. Причём не только в финансовом отношении. Полезно продумать, что будешь делать на пенсии, если не удастся продолжить работу в своём коллективе. Заниматься каким-нибудь творчеством? Например, писать мемуары? Или ходить в музеи и на выставки? Стать активистом в районной библиотеке? Вести свой блог в интернете? Заниматься физкультурой, ходить в бассейн или в фитнесс-клуб? Посещать какие-нибудь кружки — изучения иностранного языка, макраме, рисования?..

Прежде всего самим пожилым надлежит понять: старость — это не что-то унизительное и не ужас-ужас-ужас. Это — продолжение жизни в новом возрасте.

Вот если бы только всякие болезни не липли, как репейники…

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

2 + 6 =