На Смоленской земле состоялись юбилейные, уже 10-е, Азимовские чтения. Здесь, в Шумячском районе, находится деревня Петровичи, где родился писатель и откуда ребёнком родители увезли его в США.
Азимов вырос, получил образование и все остальные годы прожил в Америке. Там он стал всемирно известным писателем и популяризатором науки. Но после 12 апреля 1961 года не раз с гордостью говорил о себе: «Я родился под Смоленском, как и первый космонавт планеты Юрий Гагарин».
Айзек Азимов был большим тружеником. Самый выдающийся трудоголик среди всех выдающихся трудоголиков.
Вдумайтесь только: кроме множества научно-фантастических романов, повестей и рассказов, он написал 222 книги о науке, 21 книгу — об истории человечества, 10 книг — о литературе, 7 книг — о Библии и 4 книги мемуаров. Всего библиография Айзека Азимова насчитывает около 500 книг!
Причём эти книги — не хиленькие брошюрки, а зачастую увесистые тома. И в каждом — печать высокого таланта большого художника, творца идей, первооткрывателя, профессионала-популяризатора, наконец, увлекательнейшего собеседника.
Не могу себе представить, как можно было за одну жизнь успеть столько всего написать, не имея к тому же нашего компьютера и всезнающего интернета.
А как можно хотя бы значительную часть творческого наследия Азимова прочитать?.. Тем более в наши дни, когда среди выросших уже в эпоху интернета не так часто встречаются прилежные читатели.
Проблема отношения к книге оказалась, хотя и крайне важной, но лишь одной из многих в ходе нынешних Чтений, которые по традиции проводились под девизом «Открывая мир, Вселенную и книги Азимова». Разговор также шёл о перспективах освоения космоса и мировой энергетики, о том, какими будут наше общество и жизнь на Земле к в ближайшие десятилетия, какие научно-технические открытия ждут нас в обозримом будущем. И, конечно, немало докладов было посвящено анализу творчества Азимова, в том числе даже азимовским стихам. При этом несколько раз прозвучала важная мысль: исследования космоса, как и творчество Айзека Азимова, принадлежит всему человечеству.
Мне несказанно повезло — в нынешнем году я участвовал в Азимовских чтениях уже в пятый раз. На моих глазах они постепенно становились всё более содержательными, более разнообразными по тематике, привлекали всё новых докладчиков, расширяли свою географию. В Чтениях, кроме самих жителей Шумячского района и петербургских писателей, стали участвовать писатели и журналисты, а также преподаватели и студенты из Смоленска, благотворители из Москвы, краеведы и библиотекари из республики Беларусь…
Нынешние Х Азимовские чтения стали по-настоящему юбилейными.
С одной стороны, они вместили в себя всё то лучшее, что было наработано за минувшие годы, а с другой — появились два важных новшества.
Во-первых, ещё выше стал общий средний уровень докладов. Это явственно ощущалось и в постановке тем, и в их раскрытии, и в том, что затрагиваемые вопросы неизменно имеют большое общественное звучание.
А, во-вторых, расширилась география проведения самих Чтений. На сей раз — после широкого пленарного заседания в Шумячах — они продолжились в Мстиславле (Беларусь), а затем в Вязьме. При этом в ходе, если так можно выразиться, выездных Азимовских чтений выступавшим пришлось отвечать на множество вопросов.
Вообще, Чтения — это в том числе встречи, знакомства с людьми. И на сей раз их тоже было много. И это очень дорого. Разве можно забыть встречи с жителями Смоленщины, Беларуси, Вязьмы! Всегда буду помнить десятки тянущихся вверх ребячьих рук на встрече с учениками школы в селе «Первомайское» Шумячского района, искренность чувств гостеприимных жителей древнего Мстиславля, горячий интерес к вопросам будущего читателей Центральной библиотеки в Вязьме…
Остаётся только удивляться, как за минувшие годы жителям небольшого скромного райцентра Шумячи удалось превратить Азимовские чтения в ежегодное общественно-литературное событие российского масштаба. Несомненно, это случилось только благодаря кропотливой подвижнической работе неизменных организаторов Чтений — сотрудников администрации райцентра Шумячи, районных работников культуры и краеведов. Вот конкретный пример того, что жизнь везде и всюду такая, какой её делают сами люди.