Материальное благополучие очень часто вызывает зависть. А вот ум и духовность — крайне редко. Видимо, всё дело в том, что ум и духовность несовместимы с понятием зависти.
Общество
Если революции и вправду являются, как сказал Маркс, локомотивами истории, то это явно маневровые локомотивы. Сначала они увлекают общество чуть вперёд, но потом — и очень быстро — тянут его далеко назад, гораздо дальше того места, где оно вначале находилось.
— У нас есть хорошая поговорка. Мне не нужен миллион долларов! Мне нужно два миллиона! — сказал мне в разговоре один американец.
Это было, когда американцы ещё встречались в России, и им здесь даже нравилось.
— Какая же это поговорка? — удивился я. — Это просто жадность.
Тут пришла его очередь удивляться:
— Почему жадность? Это естественное желание хорошо зарабатывать и хорошо жить.
Именно в тот момент я понял, насколько у нас с ними разное восприятие жизни.
Искренность давно уже стала такой редкостью, что многие даже перестали её узнавать, принимая за глупость.
История
С середины XIX века кодекс дворянской чести начал трансформироваться в понятие чести интеллигентской. И произошло это не только из-за появления разночинцев на авансцене российской истории.
Старое дворянское сословие размывалось пополнявшим его служилым дворянством. Всего за два десятилетия, с 1825 по 1845 год, потомственное дворянство по чинам и орденам получили около 20 тыс. человек. Достаточно было прослужить 9–12 лет на государственной службе — а в России позапрошлого столетия альтернатива госслужбе для образованного человека была не так уж велика, — чтобы по достижении чина полковника или действительного статского советника стать дворянином.
В царствование Николая I подавление свобод было недостаточно сильным, чтобы пресечь возможность появления независимой, самостоятельной мысли. Но оно оказалось вполне достаточным, чтобы вызвать противоборствующую реакцию общества, которое ответило появлением социокультурного феномена — интеллигенции.
В 1930-е годы в СССР открывались всё новые и новые вузы, потому что требовались специалисты для развития экономики, прежде всего военной. При этом утверждалось, что создаётся новая, советская, интеллигенция. Однако интеллигенция не бывает советской или несоветской, она бывает просто интеллигенцией, которая неминуемо превращается в квазиоппозицию власти.
Слово «сексот» (секретный сотрудник) было изобретено вовсе не при Сталине, как многие полагают. Его пустил в оборот назначенный в 1896 году начальником московского охранного отделения Сергей Васильевич Зубатов, фактически основоположник политического сыска в России, непревзойдённый мастер внедрения своих агентов в руководящие ряды политических партий и движений.
Сито истории призвано глупое пропускать, а умное отсеивать для грядущего. Да вот беда: зачастую глупость бывает настолько велика, что застревает в ячейках столетий.
Культура и искусство
Одна из величайших заслуг Пушкина (увы, редко замечаемая) в том, что он преодолел силу стилевого поля, которое долгое время господствовало в русской поэзии, прозе и не давало возможности превратить литературу из кастового увлечения кучки избранных в искусство для широких слоёв образованного общества. Пушкин порвал путы старого стиля и создал новый, определивший лицо отечественной литературы, по крайней мере, на грядущие двести лет.
Трагедия была не столько в том, что российская словесность второй половины XIX — начала XX веков порочила предпринимателей как сословие, сколько в том, что наша литература, к сожалению, играла в обществе роль мессии, и всякое её слово воспринималось как откровение свыше.
Нередко Художник столько творческой энергии затрачивает на создание своих произведений, что у него уже не остаётся сил на создание собственной жизни.