Пешком в прошлое — по Выборгской стороне

Выборгская сторона некогда промышленная окраина Петербурга, сейчас непарадная часть центра города. Здесь немало интересных зданий, внимательному путешественнику есть на что посмотреть.

Пытаюсь понять, почему в одной части исторического центра уютно, а в другой нет, отчего одна улица приятна для прогулок, а с другой хочется свернуть поскорее…

Лесной проспект сейчас меньше всего напоминает о зелени и загородной жизни, это одна из тех улиц, где чувствуешь себя неуютно. Здесь всегда очень пыльно, тротуары узкие, транспорта много. Такое ощущение, что поток машин прижимает тебя к высоким грязным фасадам. Разномастные дома не образуют гармонии, их набор кажется хаотичным. В жилую застройку вклиниваются промышленные здания.

Но при этом отдельные постройки имеют свою историю и достойны внимания. Ближе к Финляндскому вокзалу расположены здания, принадлежащие Военно-медицинской академии. На участке от начала проспекта до Бобруйской улицы на нескольких домах точно остановится взгляд.

Дом №3 на Лесном радует глаз декором в стиле «модерн». Здесь и характерный растительный орнамент, и гирлянды фруктов, и львиные маски, и жезлы Меркурия. На углу с улицей Комиссара Смирнова возвышается доходный дом начала XX века с изящной башенкой. Декор этого здания выполнен в духе неоклассики. Затейливый дом купца Квашнина — яркий образец кирпичного стиля, украшенный двумя башенками, ажурными балконными решётками, орнаментом из кирпичей разного цвета. Есть на проспекте и монументальные послевоенные «сталинки».

 

Дом 3 на Лесном

На Лесном проспекте, 16, частично сохранилось массивное здание церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1930-е годы церковь обезглавили — снесли купола и разобрали колокольню. В обширном храме, построенном в неорусском стиле для рабочих Выборгской стороны, разместили спортивный клуб. Судя по карте, до сих пор здание служит спортивным нуждам, в нём располагается школа каратэ.

Вдыхая пыль и выхлопные газы, спешишь дальше по проспекту, торопишься поскорее добраться до комплекса зданий, связанных с историей русских Нобелей.

С именем Эммануэля Нобеля связана история производства в России паровых машин, оснащение ими военных и гражданских судов, изобретение и применение в годы Крымской войны морских мин. Его сын Людвиг основал крупный машиностроительный завод «Людвиг Нобель» и стал вместе с братом Робертом одним из пионеров нефтяного дела в России. Ещё один сын Эммануэля Нобеля, Альфред, известный как «отец динамита» и учредитель Нобелевской премии, часть жизни также провёл в нашей стране. В частности, работая в Петербурге, он изобрёл современную фанеру.

Боковым фасадом к проспекту повернут особняк, построенный братьями Мельцерами для сына Людвига Нобеля — Эммануэля Нобеля.

Особняк Нобелей

В этом здании вместе с братом жила Марта Людвиговна, в замужестве Олейникова. Она получила медицинское образование, имела врачебную практику, а в годы Первой мировой войны служила главным врачом лазарета для раненых, открытого в Народном доме Нобелей.

Здание Народного дома образует двор с особняком Нобелей. Этот просветительский центр был открыт Эммануэлем Людвиговичем Нобелем в 1901 году. Здесь читали лекции для рабочих, организовывались вечера и концерты, работала библиотека, кружки, бильярдная и теннисный корт. Здание в стиле «модерн» построил архитектор Роберт-Фридрих Мельцер.

Пытаюсь представить, как на проспекте дышалось при Нобелях. В начале XX столетия машины на улицах оставались редкостью и воздух, наверное, был чище. Но шума на улицах тоже хватало — стучали по брусчатке конские копыта, гремели колёса телег… Не случайно особняк Нобелей смотрит главным фасадом во двор.

Хочется всё же покинуть шумный и запылённый Лесной проспект. Через впечатляющую аркаду, напоминающую о «Толстовском доме» и «Доме трёх Бенуа», прохожу во двор.

Арка дома Нобелей

Собственно говоря, это не совсем двор, а скорее тупиковая улица, застроенная небольшими домами в едином стиле. Нобели были просвещёнными капиталистами и строили жильё не только для инженеров и управляющих, но и для рабочих. Этот «Городок Нобеля» напоминает улицу старой Европы. Здесь, убрав автомобили, вполне можно было бы снимать фильмы о Шерлоке Холмсе. В отличие от Лесного проспекта, городок Нобелей — место очень уютное, тихое, какое-то даже провинциальное.

Городок Нобелей

Оказавшись на Большом Сампсониевском проспекте, вновь чувствую себя неуютно из-за шума машин, проносящихся мимо узких тротуаров. На другой стороне улицы видны обречённые на снос стены некогда передового завода «Людвиг Нобель». От этой грустной картины хочется поскорее уйти.

Главная достопримечательность, давшая название проспекту, — Сампсониевский собор. Храм был основан на этом месте по воле Петра I в честь Полтавской победы. Нынешний каменный собор возводился уже после смерти императора. Внутри храма впечатляет великолепный резной иконостас, выполненный в стиле барокко.

Сампсониевский собор

Рядом с храмом когда-то располагалось одно из старейших петербургских кладбищ. Сейчас на его месте находится Сампсониевксий сад. Несколько плит старинных надгробий можно увидеть в наружной галерее храма. Также сохранился памятник над могилой Артемиля Волынского, Андрея Хрущова и Петра Еропкина, организаторов заговора против Бирона в 1740 году. Памятник этот был создан в 1885 году по проекту Александра Опекушина. Того самого Опекушина, чей бронзовый Пушкин, стоящий на Пушкинской площади Москвы, издавна знаменит на всю Россию.

Напротив колокольни собора — памятник Петру I. Его автор — Марк Антокольский. Пожалуй, это не самый удачный памятник императору и не самая удачная работа скульптора. Пётр Великий представлен не как высокий худощавый великан, а как маленький коренастый крепыш. Памятник демонтировали в советское время, а потом восстановили к 300-летию Петербурга. Есть сведения, что инициатором сноса монумента был Леонид Николаев, известный нам как убийца Сергея Кирова.

За Гренадёрской улицей Сампсониевский проспект расширяется. Знаменитая конструктивистская фабрика-кухня довольно далеко отстоит от дороги, а напротив неё разбит сквер. Дышится здесь свободнее. Открытая в 1930 году фабрика-кухня должна была кормить рабочих Выборгской стороны. Эти советские предприятия были призваны обеспечить качественное питание, освободить женщин от готовки и поощрять коллективный досуг.

По воспоминаниям старожилов, Гренадёрская улица появилась только в 1980-е годы, а до этого здание находилось в окружении деревьев. Открытые террасы смотрели на сад, и с них можно было спускаться и бродить по тенистым дорожкам.

Фабрика-кухня

Возвращаюсь назад к площади Ленина. Тут нельзя не отдать должное ансамблю советского времени. Вождь на броневике жестикулирует перед аскетичным зданием Финляндскоого вокзала, увенчанным стройной башней. По краям площади вытянулись неоклассические здания. Многочисленные фонтаны, конечно, радуют глаз, но кажутся не вполне уместным дополнением строгого ансамбля. Майской порой здесь цветёт яркая лиловая сирень с очень крупными гроздьями. Пространство площади соединяется с простором Невы.

Интересно, что прежний вокзал был обращен главным фасадом к Боткинской улице. И некоторое время Ильич стоял на фоне непритязательного бокового фасада Финляндского вокзала. Почему так? Да потому, что именно там Ленин и выступал, вернувшись в апреле 1917 года из эмиграции.

Эта площадь могла бы стать главной в каком-то городе средней величины. Портит её, главным образом, обилие транспорта и привокзальная суета.

…Выборгская сторона с её промышленной историей, обилием транспорта и эклектичной застройкой, конечно, не самый гармоничный и респектабельный район города. Но даже небольшая прогулка по этим улицам вызывает желание поделиться впечатлениями, пусть не всегда приятными, но достаточно яркими.

 

Фото автора

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

18 − двенадцать =