Шофёр в автобусе мой лучший друг?

Мы жалуемся, что нас плохо возят на общественном транспорте. Но проблема эта существовала всегда, и решать её мы до сих пор никак не научимся.

Недавно, выйдя с работы, сел в автобус. Подумал, что повезло. Ждал всего минут восемь, не больше. Машина приятная снаружи — голубенький Volgabus, и не слишком забитый салон. Примостился у окна по детской привычке, надеясь поглазеть на городские пейзажи.

Но почти сразу начал злиться. Водитель нёсся, словно опаздывал на свидание. Скорость набирал не очень большую — в центре, знаете, не разгонишься, — но дёргал и дёргал машину, прорываясь в череде прочих, также спешащих. Да ещё постоянно сигналил — одних подгонял, других отгонял к поребрику. Однако, подумал я, очередной джигит за баранкой. Что же неймётся им, горячим южным парням?!

А дня через три возвращался с собственной дачи. С утра сидел за компьютером, правил очередную дипломную работу своего без пяти минут выпускника, потом бегал по участку с цепной пилой, затем ползал по полу — ставил уплотнения в душевой кабине. Словом, всё как положено. Обычно перед поездкой я стараюсь передохнуть минут сорок, а тут как на грех ещё и дождик закапал. Холодно, сыро и скучно.

В общем, запрыгнули мы с женой в машину и покатили в город. Честно скажу, не гнал. Не та у меня квалификация и напрочь нет дорожных амбиций. Но всё-таки ехал не так, как обычно. Чересчур резко и агрессивно. Слава богу, никуда не влетел, никто даже не посигналил вдогонку, но наутро, вспоминая поездку, сделался собой недоволен. Усталый был вчера, злой, а потому не совсем адекватный. Как, подумал вдруг, и шофёр в том самом автобусе.

Тяжёлый труд у людей. Замечаю иной раз рекламу — мол, водители такси получают больше двухсот тысяч в месяц. Убеждён, что это враньё. Они не получают, они — зарабатывают! Быстрей, понукают сами себя, быстрей, больше набрать пассажиров, больше!.. Потому что знают: сколько сделают, столько им и выдадут на руки или на карту.

А потому постоянно и влетают «водилы» во всякие ДТП различной степени тяжести. Помню, в 1980 году разбирали мы аварию на Дальневосточном проспекте. На профессиональном языке это называется — «наезд вагона на вагон». Первый год моей работы в аварийной бригаде Трамвайного управления, так что эмоции переполняют и почти полвека спустя. Один трамвай остановился у светофора, а второй влетел в него на полном ходу. Больше полсотни человек отправили мы на «скорых». Сколько не выжило, сказать не могу. В те времена такую статистику хранили под разными грифами и несколькими замками.

Водителя трамвая (наехавшего) мы вытаскивали аж от первой тележки. Представьте себе — куда загнало его ударом! Думали, мёртвый, но парень выжил. И — получил свои восемь лет, потому что заснул за контроллером. Правильно его наказали, но ведь не он один виноватый. У мужика накануне был день рождения, а в этот, так уж сложилось, заседание суда по разводу. Сами можете судить, в каком он был состоянии.

Нет, на смену, к пяти утра он явился честно. Но сказал диспетчеру, что работать не в состоянии. Та его и слушать не стала, «завела волынку»: мол, работать некому, надо идти на линию. Словом, как в известной нашей балладе: «ты вахту, не кончив, не смеешь бросать, механик тобой недоволен…» Итог печален — 56 человек в больнице, водитель на зоне. А диспетчер — не знаю, кажется, даже без порицания.

Проблема понятная — водителей всегда не хватало. Во второй половине 1980-х, когда я уже был бригадиром и ездил на инструктаж ежемесячно, нам рассказали, что в город привезли молодых парней из какой-то южной республики. Соблазнили их пропиской в славном городе Ленинграде. Пошли вереницей иные трудности. Один эпизод запомнился накрепко.

Позвонила Центральная и попросила спешно подъехать к ревизорской будке на углу Рыбацкой и Чкаловского. Там выяснили, что возник конфликт на линии у хозяина и одного из водителей. Тот обещал поставить вагон на кольцо и приехать поговорить по-мужски. Ревизор был, честно признаюсь, человек занудный, но и железкой заточенной разрешать профессиональные противоречия тоже казалось «не комильфо». Несостоявшегося «терпилу» мы отправили побыстрее домой, а сами стали ждать вспыльчивого агрессора. Дело было в июле, солнышко северное пригревало, мы подпирали гофрированную стеночку, ждали. Слегка, конечно, и волновались… Через час снова вызвала нас диспетчер, сказала: чёрт с ним, с бандитом, другие дела есть поважнее — на Крестовском вагон стал и не идёт с места.

Сейчас политики кричат, что надо разобраться с миграцией! Конечно, конечно, вы безусловно правы и справедливы. Только надо, простите, не «волну гнать», а действовать. И напомню, господа, что мигрируют не только из-за границы. Переезды из города в город тоже подходят под это понятие.

Надеюсь, вы не забыли ещё, кто такие «лимитчицы». В 1970-е годы на ленинградских заводах не хватало станочников и пришлось набирать людей из других провинций нашей необъятной отчизны. Девочек заманивали в цеха, опять-таки обещая прописку. Они приходили, честно отрабатывали свои два, кажется, года, а потом уходили. Нет, не за ворота, поскольку держало их общежитие, а в другие, более спокойные отделы на нашем же предприятии. У меня в подчинении было несколько таких лаборанток. Хорошо работали, приятно вспомнить. Но ведь кому-то надо и к токарному, и к фрезерному, и к карусельному…

Необходимо, разумеется, разбираться. Но — с умом, а не с одной только злостью. Также надо думать с опережением, а не дожидаться, пока что-нибудь крякнет по-настоящему. Необходимо срочно заняться профессиональной ориентацией. Уже три десятка лет народ (по сути, два поколения) стремится к тёплой спокойной жизни за какой-нибудь стойкой, извините, на ресепшене или за канцелярским столом. Этих, боюсь, уже не повернуть, разве что случится, тьфу-тьфу-тьфу, какой-нибудь катаклизм. А с первоклассниками ещё можно начать воспитательные беседы. По опробованному некогда принципу: «все работы хороши, выбирай себе на вкус…»

Кстати, дочь знакомых пошла работать водителем троллейбуса. Я, вспомнив аварийное прошлое, как-то засомневался — справится ли, и даже попробовал поучать. Но она меня не послушала и правильно сделала. Водит по сей день большие машины, хорошо зарабатывает и вполне довольна профессией. Может, когда-нибудь и подхватит меня вне остановки. Если, конечно, ГАИ — простите, ГИБДД — не окажется рядом или посмотрит в другую сторону.

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

16 + три =