«— Не всякому надо помогать!», — сказал в разговоре мой друг. И я сразу вспомнил Трофима Лысенко, которого Николай Вавилов учил, пестовал, вытащил на свет Божий. А тот в благодарность его закопал.
Общество
Возможно, идея коммунизма возникла и так широко распространилась по миру потому, что с ХХ веком наступила эпоха массового общества, а никаких новых идей, хотя бы отдалённо сравнимых по масштабу с такими, как Просвещение или Гуманизм, не было.
Фактически коммунизм заполнил собой пустующее место. Так часто бывает в жизни: если свято место долго пустует, его может занять то, что очень далеко от святости.
Одни считали интеллигенцию солью земли русской, лучшим что создала российская нация, другие — исчадием ада. А она была ни плохая, ни хорошая. Её породили российский народ и российское государство, и, переняв многие их черты, интеллигенция всегда оставалась плотью от плоти своей Родины.
— Будь моя воля, я бы вменил в обязанность всем российским мэрам и губернаторам после отставки минимум пять лет проживать в своём городе или регионе с правом отсутствовать по месту регистрации не более месяца в году.
Культура и искусство
До сих пор непонятно, почему детский рассказик Михаила Зощенко про обезьянку, сбежавшую из зоопарка, рассказик, который был в 1945 года опубликован в «Мурзилке», — потом вдруг перепечатал журнал «Звезда». И почему эта редакционная нелепость вызвала столь неадекватную реакцию Сталина. Тем более всего за несколько месяцев до гонений на Зощенко, его наряду с группой других писателей наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945гг.».
По этому поводу было немало предположений. Между тем, на мой взгляд, имеет право на существование ещё одно.
Речь Черчилля, произнесённая в Фултоне (США) 5 марта 1946 года, конечно же, возмутила Сталина. Вчерашний союзник позволил себе заявить, что теперь главный враг для мира — СССР, а значит, и руководитель этого государства.
Сталин никогда не забывал старых обид от кого бы то ни было. И черчиллевские он, несомненно, вспомнил. Вспомнил, в частности, как задолго до войны тот назвал СССР «большевистским обезьянником». А тут он раскрывает свежий номер «Звезды» и видит какой-то детский зощенковский рассказ «Приключения обезьяны», совершенно не для «толстого» журнала. И главное, содержание какое: обезьяне не понравилось с людьми, и она вернулась в зоопарк! Ей что, там лучше, чем с советскими людьми?!
Конечно, Сталин понимал, что Зощенко не мог знать те слова Черчилля про «советский обезьянник». Но английскому премьеру он отомстить никак не мог, а Зощенко — вот он…
Чем больше читаю о символизме Александра Блока, тем больше понимаю, что он был в высшей степени реалистом.
История
У нас сколько историков, столько же историй России. Впрочем, нет — ещё больше, потому что дилетанты, которые даже не различают понятия «страна» и «государство», тоже любят изложить свой взгляд на всё российское прошлое «от Гостомысла до наших дней».
Реформы Петра I и Александра II имели одно принципиальное отличие друг от друга. Петровские реформы заимствовали у Европы конечные результаты, тогда как александровские — самую суть европейских достижений в социальной, экономической, военной и судебно-правовой сфере.
Личность
Если человек не читает книг — это трагедия. Но если он прочитал в жизни полторы книги — это катастрофа, причём не столько для себя самого, сколько для окружающих. Он теперь знает всё, а главное — знает, как надо.
Если есть в мире счастье, так прежде всего в любви и творчестве, которые, впрочем, не бывают одно без другого.
Некоторые, оказавшись в публичном пространстве, тут же становятся на цыпочки. Им хочется стать выше, чем они есть на самом деле, виднее, значительнее…
Сперва им тяжело стоять в этой неестественной позе, и они выглядят смешно. А потом, когда они устают, выглядят просто жалко.
Но в следующий раз всё повторяется. Не всякому дано на людях оставаться самим собой.