«Метеор», судно на подводных крыльях, мчит над Невой, только брызги по сторонам. В буквальном смысле несусь из исторического центра Петербурга к истоку Невы, где зародилась современная Россия.
С водной глади Петербург видится по-другому.
Вот Стрелка Васильевского острова, панораму которой Иосиф Бродский считал прекраснейшим в мире видом и вслед за ним, вторым, ставил площадь Святого Марка в Венеции. Светлый храм меж кирпично-красных колонн — Биржа и Ростральные колонны, при виде их сладко замирает сердце. Северная Венеция – ещё одно имя моего города. В иллюминаторе мелькают здания Академии наук, Двенадцати коллегий, филфак Университета, дворец Меншикова. А по другую сторону Невы — Адмиралтейство, дворцы Английской набережной… Та самая знаменитая «небесная линия Петербурга».
Мы летим к Ладожскому озеру, второму по величине в нашей стране, недаром встарь его называли морем Нево. Ладога даёт начало единственной реке, впадающей в Финский залив. Река Нева, по историческим меркам, молодая — около четырёх тысяч лет. И короткая — всего 74 километра. Но зато широкая, глубокая и очень полноводная, с мощным — метр в минуту — течением.
Путь неблизкий. Поэтому на полдороги «Метеор» делает остановку — у музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». Музей посвящён истории операции «Искра», проведённой советскими войсками в начале 1943 года. Это была пятая попытка прорвать фашистскую блокаду Ленинграда.
Экскурсантов перед входом в музей встречает боевой танк «Ленинградец». Название его выведено алыми буквами на белой броне.
В музее такими же алыми буквами на тёмной стене написано:
Выпьем за тех, кто командовал ротами,
Кто умирал на снегу,
Кто в Ленинград пробирался болотами,
Горло ломая врагу.
Это из стихотворения фронтового корреспондента Павла Шубина, оно быстро стало песней бойцов Волховского фронта. «Волховскую застольную» Шубин написал тогда же, в 1943-м.
Блокаду Ленинграда прорвали войска Ленинградского (командующий — генерал армии Леонид Говоров) и Волховского фронтов (командующий — генерал армии Кирилл Мерецков) при активном участии Балтийского флота и Ладожской военной флотилии. А начали операцию «Искра» артиллеристы. В ночь на 12 января массированным ударом они уничтожали штабы и позиции гитлеровцев. Эта канонада была слышна в Ленинграде.
В действительности операция «Искра» должна была начаться почти на две недели раньше. Однако непредсказуемая питерская погода сыграла злую шутку с защитниками и освободителями Ленинграда. В декабре 1942-го город замерзал при –42°, и начало операции назначили на 1 января. Но грянула оттепель. Лёд Невы ещё мог бы выдержать штурмовые отряды бойцов, но тяжёлые танки провалились бы в ледяную невскую воду. Поэтому операцию «Искра» пришлось перенести с Нового года впритык к старому — на 12-е число.
Вечером 18 января, на седьмые сутки тяжёлых боёв, оба фронта соединились. Весь шлиссельбургско-синявинский выступ, фашистский укрепрайон, был освобождён, снята осада крепости Шлиссельбург.
В музее выстроена экспозиция с привлечением мультимедийных средств, детально воссозданы эпизоды битвы за Ленинград. Особенно впечатляют восковые фигуры героев, данные в движении. Они и сейчас бьются за Ленинград.
Когда в музее гаснет свет, начинается ночная бомбардировка. На экскурсантов с пронзительным воем «сыплются» бомбы, раздаются залпы «катюш».
Поражает воображение и диорама «Прорыв блокады Ленинграда» — второе здание одноимённого музея.
Диорама размещена в низком каменном сооружении, воспроизводящем дот времён войны. Дот — часть левобережного пандуса Ладожского моста через Неву, примерно в 40 километрах выше по течению от Петербурга, неподалёку от деревни Марьино. Сейчас это Кировский район Ленинградской области, то самое историческое место, где бойцы Красной Армии прорвали кольцо ленинградской блокады.
Битва за Ленинград — самое долгое сражение Великой Отечественной, она продолжалась с 10 июля 1941-го по 9 августа 1944 года.
Диораму «Прорыв блокады Ленинграда» открыли в мае 1985 года, к 40-летию Великой Победы советского народа над фашизмом, а Музей «Прорыв блокады Ленинграда» — в январе 2018-го.
Возвращаемся на борт «Метеора» и берём курс на «Орешек», конечный пункт нашего путешествия…
Фотографии сделаны автором