Не знаю, как в вашем городе, а в Петербурге, чтобы заплатить за квартиру, надо промаяться в очереди час, а то и два. Конечно, можно заплатить по интернету. Но не все это умеют.
Каждый месяц, после 12-го числа, в нашем супермаркете выстраивается огромная очередь к находящемуся здесь пункту платежей. Вообще-то, пункт принадлежит городской электросбытовой компании, но плату принимают за всё — и за теплоснабжение, и за водоснабжение, и за домашний телефон, и за газ, и за уборку лестниц, а также прилегающей к дому территории…
Работают всего три окошка, и три женщины в течение этой недели каждый день с половины десятого утра до половины девятого вечера трудятся не покладая рук. Ну, само собой, с перерывом на обед и походом в туалет, но по скользящему графику, чтобы два окна оставались работать. Но если у кого-то из клиентов возникают вопросы по оплате, фактически работает только одно окно.
Молодых в очереди мало: стоят, роются в своём смартфоне — переписываются с друзьями, разглядывают картинки, играют, читают… Молодые обычно платят по интернету. Поэтому в этой очереди — в основном люди пожилые. Некоторые — очень пожилые. Они не умеют пользоваться интернетом, да у большинства из них и компьютера-то нет, а мобильник — кнопочный.
Вот и маются пенсионеры каждый месяц по часу, а то и по два. Спасибо, хоть не то магазин, не то энергосбытовая компания догадались поставить тут две скамейки.
Однако очередь — это ещё не все испытания. В городе таких пунктов мало. Многие вынуждены добираться сюда на общественном транспорте. Если учесть, что значительная часть пенсионеров не бывают нигде дальше своего двора с лавочкой и находящегося в шаговой доступности магазина, у них остаются только два варианта — или ехать эти две-три остановки зайцем, уповая на милость контролёров, или покупать проездной на весь месяц. Живыми деньгами плату за проезд принимает только кондуктор, который нынче в природе встречается редко, а совладать с валидатором, даже при наличии банковской карты, для пожилых тоже неразрешимая задача…
Я думал, очереди исчезли вместе с характерным для советской власти тотальным дефицитом. Ничего подобного! Они благополучно перекочевали из прошлого века в нынешний. Причина в том, что управляющие компании присылают жильцам квитанцию не раньше 12-го, а то и 15-го числа текущего месяца и при этом требуют, чтобы за горячую и холодную воду оплата была проведена до 20-го. В противном случае грозят выставить счёт не по показателям счётчика, а по нормативу, что получится дороже. А все ежемесячные платы за квартиру и без того настолько велики, что даже работающие с неплохим доходом рады сэкономить каждую копейку, что уж говорить про пенсионеров…
Иными словами, истинная причина в том, что сотрудники сбытовых и управляющих компаний действуют, как удобно исключительно им самим.
Можно ли избежать этих очередей или, по крайней мере, их уменьшить?
Варианты ответа напрашиваются сами собой. Надо лишь подумать не только о себе, но и о своих клиентах. Проявить к ним уважение.
И тогда выяснится, что можно, например, ввести скользящие графики рассылки квитанций и оплаты. А ещё — можно открыть больше пунктов приёма, как это было в Петербурге всего несколько лет назад. Само собой, такой возврат к прошлому потребует дополнительных расходов от компаний, предоставляющих жителям столь важные услуги. Но все эти компании, надо думать, далеко не бедные. Во всяком случае, не беднее наших бабушек и дедушек.
Кстати, в соответствии с российским законодательством, потребитель имеет право выбора товаров и услуг, а значит, и право выбора их оплаты. Выходит, что в данном случае те, кто создаёт очереди, фактически не соблюдают закон.