Откуда что взялось? Макароны — 645 рецептов счастья

Думаю, не ошибусь, если скажу, что в России хлеб, каша и макароны — самые популярные продукты питания. А значит, и самые любимые. Ну, с хлебом и кашей всё ясно, а как в эту троицу попали макароны?

Спросите любого встречного-поперечного, и он вам скажет, что родина макарон — Италия. Не верьте ему! Сегодня эта слава принадлежит Китаю. Почему Китаю и почему сегодня? Потому, что самые древние макароны, которым 4 тыс. лет, археологи отыскали на берегу Хуанхэ, но это вовсе не исключает, что завтра другие археологи не выкопают где-нибудь другие макароны, ещё более древние.

Возьмусь предположить, что если такая находка и вправду будет сделана, то  произойдёт это скорее всего не только в том же Китае, но также на территории Греции или Италии.

Как считал Аркадий Спичка, профессиональный филолог и исследователь того, чтó и как ели наши предки, слово «макароны» на самом деле происходит не от итальянского, но от древнегреческого «макариа», что в переводе на современный русский означает «счастье, благодать».

А вот самое первое письменное упоминание макарон значится в книге древнего римлянина Марка Габия Апиция (25 г. до н.э. — 37 г. н.э.), легендарного чревоугодника и кулинара, а кроме того, писателя и поэта. До нас дошёл не только рецепт приготовления макарон от Апиция, но и кое-какие истории о нём самом. В частности, одна из них гласит, что этот гурман спустил на яства всё состояние. Когда же у него осталось всего несколько унций, чтобы купить миску бедняцкой каши из бобов или гороха и не помереть с голода, он предпочёл яд. Думаю, такой принципиальный выбор и такая смерть не могут быть всего лишь легендой.

Россия познакомилась с макаронами в начале XVIII века, и они ей сразу понравились. Если какие-нибудь непатриотичные граждане станут говорить, что причиной этому преклонение русских перед всем иностранным, ведь макароны привезли к нам итальянцы, приехавшие по приглашению Петра I на строительство Петербурга и русского флота, — это клевета. Во-первых, макароны легко приготовить — взял сухое тесто из замешанной на воде пшеничной муки и бросил в кипящий котёл. А во-вторых, это же очень вкусно, тем паче, если добавить какой-нибудь даже немудрёный овощ да к тому же немного мяса.

В подтверждение того, что итальянское яство быстро завоевало сердца жителей юного Петербурга, расскажу небольшую историю.

Тогда же, в начале Осьмнадцатого столетия, некий итальянец Фернандо открыл в строящемся городе заведение, в котором изготавливали макароны и кормили ими посетителей. Правда, сперва этот Фернандо, как утверждал знаток застольной истории Российского государства Павел Романов, сплоховал, открыв секрет изготовления макарон русскому хозяину, у которого работал. Берёшь тонкие полоски теста для лапши, скручиваешь и вешаешь во дворе на обычную бельевую верёвку, чтобы просушить, а потом кидаешь их в кипящую воду.

Хозяин быстро смекнул, что на этом можно хорошо нажиться, — готовая продукция, хоть и стоила в пять раз дороже обычной муки, шла нарасхват. А с этим приезжим «макаронником» можно и не делиться — кто он такой?

Фернандо не стал скандалить. Он нашёл другого русского, более покладистого, и поведал ему те тонкости рецептуры, которые скрыл от первого. Вот тут-то и начался настоящий бизнес. Фернандо со своим новым компаньоном заткнул за пояс прежнего и кормил чуть не пол-Петербурга.

Однако первая в России макаронная фабрика открылась лишь в самом конце того же XVIII века, да не в столице на брегах Невы, как можно было ожидать, а в Одессе. История — дама загадочная, она не любит прямых дорог и скорых событий.

Но как там ни было, а уже в XIX веке макароны стали одним из привычных и любимых кушаний россиян. Во всяком случае, городских. Достаточно сказать, что никто иной как Николай Васильевич Гоголь их обожал и частенько сам готовил, угощая зашедших на огонёк друзей.

Макаронных изделий и блюд с ними всегда было великое множество. Один из наших современников насчитал 645 яств, которые подают на стол из вермишели, спагетти, рожков, ракушек, ушек, звёздочек, бабочек, спиралек и, собственно, макарон! Это и наши родные макароны по-флотски, и зажаренные макароны с хрустящей корочкой, и с фаршем на сковородке, и с помидорами и баклажанами, и с разными видами сыров, и с грибами и курицей в сливочном соусе, и отдельно в сливочном соусе… До ночи всего не перечислить!

Откуда такое изобилие рецептов? От любви. Трудно встретить человека, который не любил бы макароны и блюда с ними. Макароны везде желанны — и в небогатом доме, и в дорогом ресторане.

Ещё один большой знаток макарон — Джоаккино Россини. Слава о нём не только как о замечательном итальянском композиторе, но и как о великолепном поваре макаронных блюд распространилась по всей Европе. Русский журнал «Москвитянин» писал: «Вряд ли какой-нибудь повар в Париже или даже в Неаполе сумеет так приготовить макароны, как Россини».

Выражаясь современным языком, Россини был настоящим фанатом макарон. Однажды он признался, что плакал всего два раза в жизни — когда в первый раз услышал, как играет Никколо Паганини и когда выронил блюдо им же приготовленных макарон.

 

Post scriptum

— Макароны в Италии называются паста. Но наше «макароны» в итальянском языке тоже существует. Maccheroni (маккерони) — одна из разновидностей пасты.

— Частенько спрашивают, не вредно ли есть макароны. Особенно это волнует женщин, боящихся пополнеть. Специалисты успокаивают: макароны полезны, в них много углеводов и белков, а жиров мало. Но всё зависит от количества потребляемого продукта. Как всегда — чрезмерное чревато.

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

двенадцать − 5 =