Оба поэта выросли в парках Царского Села, а, повзрослев, искали отдыха и вдохновения в Летнем саду. Здесь, среди античных мраморных фигур, рождались стихи, которые мы с детства знаем наизусть.
«Мой огород. Я в нём дома»
Во второй половине 1833 года Пушкин отправился на Урал, чтобы на месте собрать материал для «Истории Пугачёва». Вернулся в своё имение Болдино и прожил там полтора месяца. Это была вторая болдинская осень поэта, не менее продуктивная, чем первая.
Тем временем Наталья Николаевна сняла в Петербурге новую квартиру — на Пантелеймоновой улице в доме Александра Карловича Оливье (сейчас улица Пестеля, 5). Это в двух минутах от Летнего сада. Так семья, в отсутствие Александра Сергеевича, переехала с дачи на Чёрной речке в город. Глава семьи одобрил решение жены. Квартира была большая и дорогая — 4800 рублей в год.
Летний сад младше Петербурга всего на год. В этом году ему исполнилось 320 лет. Его заложили по велению царя Петра I, поначалу он создавался как регулярный французский сад в версальском вкусе и был намного больше нынешнего.
В начале 1720-х годов — опять-таки по указанию Петра I — для Екатерины Алексеевны, второй его супруги, возвели каменный дворец, окружённый регулярным садом, который назвали «Итальянским». Одно время Итальянский сад был частью Летнего сада, Невский проспект был его южной границей, восточная же граница доходила до современной улицы Восстания.
В 1725 году архитектор Михаил Земцов спроектировал фонтан «Коронный» — в честь всхождения на российский престол императрицы Екатерины I, вдовы Петра Великого. Фонтан, струями образующий подобие короны первой императрицы России, украшал парадный вход в Летний сад. В те времена в Летний сад входили со стороны Потешного луга (сейчас — Марсово поле). «Коронный» фонтан работал до 1777 года, но, как и другие, был разрушен наводнением, засыпан в 1786-м и восстановлен уже в наши дни.
Первый строитель Летнего сада — Иван Матвеевич Угрюмов (Иван Матвеев). Впоследствии здесь работали Александр Васильевич Кикин и Жан-Батист Леблон, ученик знаменитого садового мастера Андре Ленотра, создателя версальских садов. Проектировали Летний сад Михаил Земцов, Франческо Бартоломео Растрелли и другие известные архитекторы.
Екатерина II не пожелала восстанавливать фонтаны, ей нравились сады в английском стиле — пейзажные, ландшафтные, имеющие вид дикой природы, но облагороженной человеком.
В повести «Дубровский» Пушкин описал и французский и английский сад. Александр Сергеевич вырос в царскосельских садах и хорошо разбирался в модных тенденциях ландшафтной архитектуры.
А фонтаны Екатерина Великая не жаловала. Она считала их насилием над природным током воды. По велению императрицы, Летний сад получил решётчатую ограду по берегу Невы. Эта ограда, с её классическим совершенством, стала главным украшением Летнего сада и ещё одной достопримечательностью Петербурга.
Летний сад, украшенный мраморными статуями, вывезенными в XVIII веке из Италии, всегда был излюбленным местом прогулок и увеселения столичной публики. В этом саду, до поступления в лицей, мальчиком гулял Александр Пушкин, которого приводил сюда дядя Василий Львович, а позже «monsieur l’Abbe, француз убогой», «в Летний сад гулять водил» маленького Евгения Онегина…
Пушкин в Летнем саду в окружении друзей-литераторов Н. Гнедича, В. Жуковского, И. Крылова. С картины Г.Г. Чернецова
В мае 1834 года Наталья Николаевна с детьми уехала в имение Гончаровых Полотняный завод. Всё лето Пушкин оставался в Петербурге один. Отвечая на ревнивый укор жены о каких-то встречах в Летнем саду, он писал: «Нашла за что браниться! …Да ведь Летний сад мой огород. Я, вставши от сна, иду туда в халате и туфлях, после обеда сплю в нём, читаю и пишу. Я в нём дома».
«Ноченька… в звёздном покрывале…»
Переехав в Петербург, молодые супруги Николай Гумилёв и Анна Горенко, взявшая псевдоним Ахматова, поселились на Васильевском острове в квартире №29 дома №17 по Тучкову переулку. Эту квартиру Анна называла «тучкой».
Анна Ахматова с мужем Николаем Гумилёвым и сыном Львом
От этого переулка до Летнего сада не близко, но Анна бывала там часто. Она любила гулять в этом саду, он ей напоминал царскосельский парк. Уже в 1913 году она написала «Стихи о Петербурге», в которых упоминается Летний сад.
Одна из её любимых статуй в саду — «Ночь». Её автор Джованни Бонацца (1695–1730) родился и жил в Падуе, работал в эпоху барокко. В Летнем саду стоят его четыре статуи, образующие скульптурную группу символов суточного цикла — день и ночь, рассвет и закат. Ночь символизирует почти обнажённая женская фигура. На голове её венок из маков. В Древней Греции мак был атрибутом бога Морфея. Много позже, в стихотворении 1946 года Анна Ахматова писала: «Не дышали мы сонными маками…»
Звёздное покрывало статуи «Ночь» в Летнем саду оставляет «нарядно обнажённой» фигуру молодой женщины, символизирующей убаюкивающую власть тёмного времени суток. Нарядный пояс придерживает звёздное покрывало, за пояс «Ночи» цепляется летучая мышь — ночная летунья. Ещё одна крылатая обитательница ночи, сова, сидит у ног воплощения «Ночи».
Летний сад. Скульптура «Ночь». Фото Алевтины Вороновой. 2024 г.
Глаза мраморной «Ночи» закрыты, лицо задумчиво и печально. В эллинской космогонии «Ночь» — дитя первобытного Хаоса, в котором господствовал первобытный мрак (Эреб). Дочь Хаоса соединилась с ним и произвела светозарный День и сияющий Эфир, но Ночь боится встречи со своими светлыми порождениями. В любой космогонии мрак предшествует свету. Ночь старше, а, значит, и мудрее Дня, предшествует ему, поэтому фигуру Ночи в Летнем саду окутывает аура скорби, уголки её губ трагически опущены.
Ленинградцы сделали всё возможное, чтобы в годы блокады спасти мировые сокровища культуры, в том числе мраморные статуи Летнего сада. Эти статуи снимали с пьедесталов, заворачивали в промасленные ткани и брезент, укладывали в специально вырытые траншеи. И ленинградка Анна Ахматова тоже участвовала в этой работе. В 1942-м, уже в эвакуации она вспоминала:
Ноченька!
……………………
Как мы тебя укрывали
Свежей садовой землёй.
Ни одна статуя в годы осады города не пострадала. И ни одно дерево Летнего сада не было срублено.
«Тот единственный сад…»
Сейчас двухсотлетние скульптуры Летнего сада — для сохранности — заменены точными копиями из мраморной крошки. Оригиналы выставлены напротив Летнего сада в Михайловском (Инженерном замке).
В год своего семидесятилетия, летом 1959 года, Анна Андреевна написала стихотворение о Летнем саде. Первые две строки стали крылатыми:
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград…
Чтобы написать такие стихи, недостаточно только поэтического таланта. Необходимо знать историю Петербурга и его Летнего сада, ощущать его аллеи родными. Как сказал Пушкин, «я в нём дома».