Театр 12+ И кое-что в «минусе»

В последние годы хожу с дочкой на детские спектакли. Впрочем, походы эти мне и самому очень интересны. Нравится атмосфера, здания театров, удивляет фантазия режиссёров.

Театральная жизнь в Петербурге бьёт ключом. Помню, в 1980-е репертуар печатали для театральных касс на одном большом листе. Теперь таких листов нужно несколько. Работают старые театры, появилось много новых.

Есть детские театры — от классического ТЮЗа до модного «Карлссон Хауса». Да и в репертуаре «взрослых» театров найдутся постановки для маленьких зрителей.

Спектакли 0+ — вариант беспроигрышный. Сами малыши в театр прийти не могут, но вот мамы их непременно приведут, чтобы дети «развивались». Дошкольники — благодарные зрители: яркие костюмы, узнаваемые персонажи, нехитрый юмор — малыши и рады. Этим критериям отвечают спектакли театра «На Неве». В постановках нет особых «режиссёрских находок» и «новых прочтений», нет ничего неожиданного, обескураживающего или тем более пугающего. Всё довольно просто, но ярко, весело, с музыкой и танцами. Детям нравится.

Мне очень симпатичен «Кукольный театр сказки». В оформлении спектаклей, фойе, афиш и программок чувствуется единый узнаваемый стиль. Есть спектакли, ориентированные на разный детский возраст, но кажется, что все постановки интересны и взрослым. В частности, мне очень понравились там «Маленький Мук» и «Щелкунчик».

По моим наблюдениям, сложности начинаются с репертуаром для младших подростков. Про Репку и даже про Незнайку им уже неинтересно, а взрослые проблемы от них ещё далеки. Десять лет назад трудно было найти подходящие спектакли для сына-пятиклассника, да и сейчас для ребят 5-х–6-х классов выбор довольно скудный: или поздно или, наоборот, рано.

Из удачных примеров вспоминаются «Мистер Шерлок Холмс» в театре «За Чёрной речкой», «Страшно смешные истории» и «Бременские музыканты» в театре «На Литейном», «Королевство кривых зеркал» в «Балтийском доме», «Денискины рассказы» в театре «Суббота».

Настоящее испытание для всех участников театрального процесса — присутствие дошкольников на спектаклях 12 +. Дети изнывают, бывает, что и плачут, задают громко вопросы, шуршат конфетами. Пожелаем их родителям внимательнее смотреть аннотации к спектаклям.

Мне давно хотелось побывать в Александринском театре. Воспоминания о великолепном зале в золоте и красном бархате относились чуть ли не к студенческим временам. Увидел в репертуаре театра «Руслана и Людмилу» с маркировкой 12 +. Подумал, что подойдёт и мне и дочери- пятикласснице. Отзывы о спектакле, правда, намекали, что будет «новое прочтение», но я не предполагал, что настолько…

Декорации были исключительно чёрные и, в целом, стилистику спектакля выдержали в чёрно-красно-белых тонах с доминированием чёрного. Костюмы героев представляли собой сочетание несочетаемых элементов: красные сапоги — из русских сказок, шапки — похожие на будёновки. На одном из персонажей была замечена шотландская юбка. Герои с головными уборами из черепов животных напоминали зрителям о первобытных племенах, не гнушающихся каннибализма. Прислужницы Черномора походили то ли на офисных работниц, то ли на вожатых гитлерюгенда. Руслан ловко скакал на лошади, сделанной из пластиковой бочки, а богатыри-соперники ехали на жёлтых «жигулях» первой модели.

В таком эклектичном антураже герои кружились, сражались, бегали, скакали и даже летали. Каким-то хитроумным способом лица актёров проецировались на большой экран. Лежащие на сцене актёры причудливо отображались на экране летящими в облаках или падающими в пропасть.

Всё происходящее напоминало триллер с элементами абсурда, но когда становилось жутковато, ситуацию смягчала неожиданная шутка.

В этом хаосе из уст актёров почти всё время звучал пушкинский текст. Я в очередной раз восхитился, как поэт легко и ладно рифмовал! Текст, признаюсь, я изрядно подзабыл, сюжет оказался полон драматизма с кровавыми сценами, а также не чужд эротических описаний. Не для детей сочинял сказки Александр Сергеевич!

Зал Александринки был полон. Публика отличалась от обычных посетителей детских спектаклей, где правит демократия. Однажды в ТЮЗе я даже увидел мужчину в лыжном костюме. Здесь же встречались декольтированные дамы в туфлях на шпильках и даже в кружевных перчатках. Дамы в перчатках ожидаемо оказались обладательницами билетов в Царской ложе. Попадались на глаза зрители-мужчины при галстуках, галстуках-бабочках и в шейных платках. Молодая особа в бархатном и очень открытом синем платье фотографировалась и так, и эдак на фоне позолоченной лепнины. Привлекала внимание группа из трёх барышень в узких чёрных платьях, будто из голливудских фильмов про гангстеров. Крупный мужчина надел под пиджак чёрную футболку с надписью «Тварь». Такая самокритика показалась неожиданной, но потом я понял, что это отсылка к Достоевскому.

Служители театра там — не привычные бабушки, а седовласые солидные мужчины, одетые в роскошные исторические костюмы тёмно-бордового цвета.

Бóльшая часть зрителей «Руслана и Людмилы» стойко вынесла модернизированную классику и горячо аплодировала после спектакля. Знакомая, оказавшаяся с детьми на этом представлении, обобщила свои впечатления короткой фразой:

— Ощущение, будто попали в сумасшедший дом.

Не буду столь строг в оценках, всё же фантазии постановщикам не занимать. Дочь оценила увиденное ещё короче:

— Специфично, но интересно. — Потом добавила: — Хорошо, хоть не опера.

То есть младший подросток в целом одобрил.

Современный зритель интересуется не только действием в зрительном зале, но и возможностью погулять в фойе и посетить буфет.

В классическом Александринском театре места вне зала очень мало, а переходы с этажа на этаж напоминают лабиринт. Внешне здание Росси кажется больше, чем внутри. Примерно такая же конструкция у исторического Мариинского театра. Очень красивые фойе украшают Театр музыкальной комедии, есть где разгуляться и в Театре имени Комиссаржевской, прекрасные интерьеры в «Санкт-Петербург опера», всёе же бывший особняк.

Из театров советской постройки огромные пространства вне зрительного зала — в «Балтийском доме». Само здание очень интересное, особенно внутри, построено на стыке конструктивизма и сталинского ампира. Пышная лепнина и расписной плафон в знаменитом БДТ. Есть в городе и многочисленные камерные театры, вроде, «Субботы» и Театра Малыщицкого, и реконструированный кинотеатр — театр «Буфф», и похожая на пятизвёздочный отель, сверкающая кристаллами Сваровски новая сцена «Мариинки».

Словом, даже если вы неискушённый театрал, посещение театров — интересное занятие с точки зрения изучения архитектуры, наблюдения за людьми, удивления от режиссёрских находок и, конечно, общения с теми, кто нам составляет компанию. Только бы не забывали о младших подростках, они тоже тянутся к театральному искусству.

 

Вверху: фото автора

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

одиннадцать + девять =