На мой стол легли две новые книги журналиста Леонида Ариха. Обе неожиданные — детская «Звезда по имени Юрка» и сборник лирических стихотворений, первая часть которых посвящена любимой жене.
Сперва кинулась читать стихи. Не графоман ли часом мой старинный друг — брутальной внешности коллега-журналист, король колких газетных статей и разоблачений? Не потянуло ли его на склоне лет на сантименты и запоздалые признания?
С облегчением поняла: нет, большая часть стихов датирована 1970-ми годами, и в них бьется настоящее большое чувство по отношению к будущей жене Наде, с которой теперь уже прожито полвека. Её пришлось завоёвывать, ревновать, ждать часами — словом, автор сразу окунает читателя в стихию чувств непридуманных, сложных, далёких от экзальтации, эдаких «страданий юного Вертера».
В те годы наш Вертер уже преданно и по полной служил газете, сначала — «Комсомолке», потом — «Рабочей трибуне», где мы с ним и познакомились. Именно служил, а не работал «от и до».
В хорошем смысле настырность, желание оказаться первым там, где не ступала нога журналиста, однажды привела Леонида Ариха в ленинградские ещё «Кресты», где нас с ним ожидала встреча с двумя заключёнными, пожизненно «одиночниками». Причём один из них оговорил другого. И я тогда ещё отметила стальную расследовательскую убеждённость Леонида в том, что в конечном итоге победит справедливость.
Но то было давно, в 1990-е годы. А сегодня, что же, журналиста и издателя Ариха захватили иные сюжеты?
Да нет, пролистав издаваемую им газету «Новый вторник», этого не скажешь. Еженедельник под редакцией Ариха, как и в старые добрые времена, полон резкой, правдивой публицистики, продиктованной несообразностями в самых разных сферах, от повседневной экономики до геополитики.
Казалось бы, журналист до мозга костей, и вдруг — томик вытащенных из-под спуда стихов, детская книжка… Только начав читать диалоги автора с ребёнком, осознаёшь, насколько одно подготовило другое, ведь, как известно, «зорко одно лишь сердце», и далеко не каждый взрослый способен войти в мир трёхлетнего мальчонки, вслушаться в его наивные, на первый взгляд, вопросы и суметь соответствовать уровню диалога.
Кто-то усмехнётся: это совсем не Маленький Принц, упавший с неба после того как проинспектировал кучу астероидов под номерами, — это просто сосед по даче Юрка, едва догнавший в росте разросшиеся кусты картошки на грядке! Чего с ним церемониться и тратить на него такое дорогое редакторское время? Но журналист Арих отодвигает в сторону ноутбук и разрешает соседу Юрке забраться к нему на колени — поговорим, брат?..
«— Видишь наш дом?
— И что?
— Снаружи он как картинка».
Дедушка Лёша кивает, соглашаясь.
«— А внутри… — тут малыш делает многозначительную паузу, словно проверяет, какое впечатление произвела на меня его таинственная фраза. — А внутри… — не как картинка. Надо красить, — со вздохом заключает мой маленький друг».
Ну чем это не Маленький Принц с его посылом и призывом «привести в порядок свою планету»?
Хотелось, чтобы эти рассказы прочитало как можно больше взрослых, способных к диалогу с детьми, тем более при сегодняшних технологиях книгу легко достать на любом раскрученном маркет-плейсе. Взрослым это было бы очень полезно, ведь когда вчитываешься всерьёз в эти вроде бы пустяшные дачные разговоры маленького с большим, всё больше погружаешься в почти забытый мир детства, где чтó ни день — «всегда землетрясение», новые открытия, жгучие обиды, восхищение пролетевшей на бреющем полёте стрекозой, восхитительный запах маминых сырников…
К концу этой богато иллюстрированной книжки про малыша с соседних шести соток как бы исподволь приходит мотив нашей общей ответственности за детство. Право на него имеет каждый, но не каждому дано его реализовать в нашем безумном, безумном, безумном мире.
Возьмёмся за руки, друзья, чтобы оградить малышей с любых астероидов от всех потрясений и опасностей нашего жестокого века! Чтобы у поэта больше не возникало повода написать: «И что ни век, то век железный». Чтобы подрастающий на глазах Юрка не приставал с вопросами к соседскому дедушке (за неимением своего, ну хотя бы одного):
— Скажи, а что дальше стреляет — Джавелин или наш пулемёт?
Совсем не случайно книга Леонида Ариха «Звезда по имени Юрка» имеет подзаголовок «Простые истины устами ребёнка». Разговаривайте с малышней. Мудрейте вместе с ними.
Леонид Арих и его герой Юрка