7 марта 1974 года наш ледовый отряд двумя бортами Ли-2 вылетел из Черского на СП-22. Для взлёта предельно перегруженных самолётов едва хватило всей длины аэродрома.
На СП-22 для размещения нашего отряда были подготовлены три домика ПДКО (полярный домик конструкции Канаки-Овсянникова): два — для экипажей Ли-2 и один — для нашей научной группы.
ПДКО представлял собой помещение размером 5,0×2,5 м, состоящее из 20 утеплённых фанерных панелей, из которых 16 стенных имели размер 2,2×1,25 м каждая. Фанера была специально обработана бакелитовой смолой, препятствующей намоканию и гниению, что сохраняло материал без изменения свойств на протяжении нескольких десятков лет. В качестве утеплителя использовался пенопласт. В одном из боковых щитов была врезана входная дверь, два других щита имели квадратные двойные иллюминаторы 50х40 см. Ещё один иллюминатор 20х20 см был врезан в один из щитов.
В каждом домике были сколочены шестиместные нары в форме буквы П, установленные в дальнем торце дома. Обогрев осуществлялся соляровой карбюраторной печкой. У одного из иллюминаторов стояли стандартный квадратный стол и три стула, а у входной двери на стене висел умывальник.
Вот и всё убранство нашего полярного жилища. Поскольку ледовый отряд состоял из семи человек, над столом мы соорудили ещё одно спальное место. За ним на боковой стене прикрепили вешалку для верхней одежды, а над печкой под потолком — металлический пруток, на который мы вешали для просушки обувь. Напротив стола на полу установили ящик для посуды и двухконфорочную газовую плитку. Мешки и рюкзаки с личными вещами и неиспользованной климодеждой хранили под нижними нарами.
К домику было подведено электричество, внутреннее освещение обеспечивалось лампами дневного света. Дополнительно мы установили лампочку над столом. Эмалированные вёдра для талой воды из снега и оцинкованные для жидких отходов, мусорную урну, совок и веник из сорго, трёхлитровый чайник, сковородку и кастрюлю, кружки и стаканы — всё это мы привезли с собой из Ленинграда.
Вечер в кают-компании СП-22. Слева направо: Г.Н. Войнов, В.А. Волков, В.В. Лукин. Фото из архива В.В. Лукина
Я так подробно описываю бытовые стороны организации жизни на дрейфующем льду для того, чтобы читатель понял, как важны любые мелочи при подготовке экспедиции. На льдине магазинов и складов готовой продукции нет, обо всем необходимом нужно позаботиться заранее.
Питанием нас обеспечивала дрейфующая станция СП-22, но, когда мы вылетали или возвращались в неурочное время, то готовили у себя в домике. Обычно это заблаговременно делал наш гидрохимик Володя Федоров.
От редакции: Сегодня мы завершаем публикацию отрывков из новой книги Валерия Лукина «Крылатая океанография. В воздушном океане моей полярной молодости» (СПб.: «Петербург–ХХI век», 2024. — 471 с., ил.).
Поздравляем автора — Валерия Владимировича Лукина, известного российского учёного, полярника и океанолога — с выходом замечательной книги!