По данным всезнающей Википедии, в развитых странах феном пользуются две трети жителей. Проверить это трудно, но поверить легко. Например, у нас в стране фен есть практически в каждом доме.
Ну, а как же обходились без фена наши прапрабабушки? Неужели сушили волосы над печью или даже у открытого огня, рискуя здоровьем? Судя по историческим фактам, именно так и было.
Но вот в 1888 году Александр-Фердинанд Годфруа, парикмахер из Франции, получил патент на изобретение… нет, не нового прибора, а скорей приспособления для сушки волос. На голову женщины надевался капюшон, соединённый со шлангом, через который из дымохода газовой плиты подавался горячий воздух.
Скажете, картинка наверняка тоже была не для слабонервных. Может, и так, но в художественных и документальных фильмах 1950-х — 1960-х годов вы наверняка видели модниц в бигудях, которые сидят в парикмахерской под пластмассовыми колпаками-сушилками. А ведь эти сушуары (от французского sechoir — сушилка) — прямые потомки изобретения французского парикмахера.
Вслед за Годфруа свои фены стали предлагать и другие изобретатели.
В 1900 году в германском Дортмунде конструкторы фирмы Sanitas разработали первый в мире ручной прибор для быстрой сушки волос. Эта конструкция представляла собой агрегат, в котором спираль разогревалась и гнала воздух, нагретый до 90°. По некоторым сведениям, источником энергии служил встроенный двигатель внутреннего сгорания, а потому грохотал фен неимоверно. Более точных данных не сохранилось. За исключением одного — весило это чудо природы два килограмма. Как в два кило, при том уровне развития техники, можно было запихать ещё и ДВС — это остаётся загадкой.
Однако, несмотря ни на свои технические характеристики, ни на довольно высокую цену (39 марок), новинка вызвала огромный интерес. Пробную партию — две с половиной тысячи штук — расхватали за полмесяца.
В ту пору родиной технических новшеств обычно становились Соединённые Штаты. Но первый американский фен, и сразу ручной, появился лишь в 1911 году. Свидетельством тому патент, полученный 53-летним Габриэлем Казанджяном. Но и этот фен, по нынешним меркам, был допотопным сооружением.
В 1920-х по обе стороны Атлантики развернулось настоящее изобретательское соревнование. После окончания Первой мировой высвободились большие средства, которые ещё недавно шли на войну, к тому же выжившие хотели поскорей забыть былые лишения, и экономика спешила заработать чистые, не обагренные кровью франки, марки, фунты, доллары…
Накануне того десятилетия американцы, продолжая дело Казанджяна, выпустили более компактный ручной фен под торговой маркой «Белый крест». Считалось, что он к тому же самый лёгкий в мире — всего 2 фунта. Для мужчины фен весом около килограмма — почти пушинка, но американки, тем более субтильного телосложения, так не считали. К тому же этот «Белый крест» нередко превращался в чёрный. Мощность его не превышала всего 100 ватт, и процесс высушивания волос оказывался небыстрым, в результате прибор нередко перегревался и нещадно бил током.
Со своей стороны, французы, компания Calor, в 1926 году выбросили на рынок собственное детище — ещё компактней и легче немецкого и американского.
Однако настоящий прорыв произошёл лишь после Второй мировой, в 1960-е годы, когда фены начали работать на электрическом моторчике и оделись в пластмассовый корпус. Теперь они стали по-настоящему миниатюрными и лёгкими.
Ну, а нынешние фены отличаются от своих пращуров конца XIX и начала ХХ века, как современный автомобиль от телеги.
Теперь мощность фенов увеличилась примерно в 20 раз, а главное, они стали намного безопасней — воздух гонят не 90 градусов, а 60, и предохранители не позволяют фену перегреваться. К тому же хороший фен имеет различные функции, насадки, некоторые модели даже оснащены сенсорным дисплеем. В общем, всё для удобства и красоты!
Post scriptum
— Фен стали называть феном после того, как в 1908 году германская фирма AEG, приступив к выпуску этой новинки, зарегистрировала торговую марку Fön. По-немецки fön — название альпийского ветра, который зимой приносит оттепель. Для всех, кто занимается маркетингом и рекламой, этот исторический факт, несомненно, может служить примером выдающейся творческой находки.