В Строгановском дворце, филиале Русского музея, на углу Невского проспекта и набережной Мойки, открылась выставка «Он победил и время, и пространство». Она посвящена главному поэту Отечества.
Пушкин в этой экспозиции представлен в материалах его биографии, в свидетельствах о влиянии его творчества на современников, а также в сведениях о восприятии пушкинских произведений поэтами последующих эпох — Серебряного века и советского времени.
Лучшего места для такой выставки, пожалуй, не придумаешь. Это не просто самый центр Петербурга. На другой стороне Невского, если смотреть из окон Строгановского дворца, чуть правее — с 1830 года располагалась лавка известного книгоиздателя и книгопродавца Александра Смирдина, где собирался весь литературный цвет столицы, в том числе бывал, конечно, и Пушкин, а чуть левее, по другую сторону Мойки, находилась кондитерская Вольфа и Беранже, откуда 27 января 1837 года Александр Сергеевич отправился на свою последнюю дуэль…
Строгановские сфинксы
Строгановский дворец, творение Бартоломео Растрелли, украсил главную магистраль столицы почти за полвека до рождения Пушкина. Зодчий сделал фасад дворца терракотового цвета, но в начале XIX века, по настоянию хозяина, фасад перекрасили в нежно-розовый. Я помню дворец в нежно-салатовом цвете. Такой оттенок возникает на несколько мгновений в небе Петербурга на рассвете и на закате. В 1990-е годы дворцу вернули нежно-розовый цвет, любимый цвет галантного ХVIII века. Эту европейскую моду ввела маркиза де Помпадур.
Для меня Строгановский дворец в нынешнем цвете навсегда остался непривычным, чужим. Но Александр Сергеевич видел дворец именно таким.
Во всём огромном Строгановском дворце сохранился лишь один интерьер, спроектированный Растрелли: Большой (танцевальный) зал. Стены его — селадонового цвета, а облик напоминает залы Большого Петергофского и Екатерининского дворцов в Петергофе и Царском Селе.
Тут, в танцевальном зале, и начинается Пушкинская выставка. Её открывает большое полотно Григория Чернецова (1802–1865), современника поэта.
Александр Пушкин встречает гостей выставки
Организаторы экспозиции придумали удивительную подачу картины, законченной уже после гибели Пушкина. Сам Александр Сергеевич представляет её посетителям. Мы видим его силуэт в человеческий рост, а на картине он стоит в окружении собратьев по литературе.
Рядом, на экране, полотно можно рассмотреть во всех подробностях, познакомиться с биографиями персонажей, её населяющих. Здесь же можно увидеть эскизы, сделанные художником при подготовке к работе. Это полотно хранится в Михайловском замке и передано в Строгановский дворец на время выставки.
Фрагмент картины ГригорияЧернецова
А сама картина называется очень длинно: «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге». Александр Пушкин летом 1831 года жил в Царском Селе с молодой женой Натальей Николаевной и очень интересовался трагическими событиями в Варшаве. В стихотворениях 1831 года «Клеветникам России», написанном 2 августа, и «Бородинская годовщина», написанном 7 сентября, он выразил свое отношение к подавлению Польского восстания. И споры об этих строках не утихают по сей день…
Художники Серебряного века писали декорации к постановкам произведений Пушкина на оперной сцене, создавали проекты костюмов. Грандиозен портрет Фёдора Шаляпина в образе Бориса Годунова авторства Александра Головина (1863–1930) из одноимённой оперы Модеста Мусоргского (1839–1881).
Фрагмент портрета Ф. Шаляпина в роли Бориса Годунова
Михаил Врубель (1856–1910) написал центральную часть триптиха по мотивам «Сказки о царе Салтане». Триптих создавался для столовой особняка Алексея Морозова в Москве, но автор его не закончил. Центральная часть, «33 богатыря», так и не завершенная, датируется 1901 годом, поступила в Русский музей в 1918-м, а сейчас представлена на временной выставке в его филиале Строгановском дворце. Эту картину надо рассматривать издалека, вблизи же она напоминает хаотичные пятна золотой, синей, голубой красок. И из этих цветовых пятен вдруг возникают образы золотых богатырей и даже самого Морского царя.
Фрагмент триптиха «33 богатыря»
В нескольких залах представлены одежда и бытовые предметы современников Пушкина.
В зале, посвящённом французскому художнику Гюберу Роберу (1733–1808), чьи грандиозные картины хранятся и в Эрмитаже, приковывает взгляд портрет княгини Натальи Голицыной (1741–1838) работы Бенуа-Шарля Митуара, исполненный не позднее 1826 года, то есть ещё при жизни Пушкина.
Фрагмент портрета княгини Н.П. Голицыной
Нам Наталья Голицына знакома как прототип героини «Пиковой дамы», повести, впервые опубликованной в марте 1834 года в журнале «Библиотека для чтения». Легенду о зловещей пиковой даме рода Голицыных Пушкин, вероятно, услышал от внука Натальи Петровны. Дом той самой роковой дамы пик по сей день стоит в Петербурге на углу Малой Морской и Гороховой улиц.
Портрет графа Павла Строганова (1772–1817), внука барона, заказчика дворца, находится недалеко от портрета старой княгини Голицыной. Он стал её зятем, женившись на княжне Софье Владимировне, урождённой Голицыной. Они входили в высший петербургский свет. Портрет графа Павла Строганова исполнил французский художник Жан Лоран Монье (1743-1808), в год своей смерти.
Портрет графа П.А. Строганова
О графе Павле и его сыне Александре (1794–1814) писал Пушкин в строфах «Евгения Онегина», не вошедших в беловой текст романа. Девятнадцатилетний Александр, единственный наследник графов Строгановых, погиб 23 февраля во Франции, в битве при Краоне, и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры.
Таковы были современники и знакомые Александра Сергеевича Пушкина.
Наших современников, пришедших на встречу с великим русским поэтом встречают слова академика Дмитрия Лихачёва:
«Думаю, что тайна безмерного обаяния Пушкина в том, что он в каждое мгновение жизни, в каждой её песчинке видел, ощущал, переживал огромный, вечный вселенский смысл…».
Фотографии автора