Почти половина взрослого населения России считает, что в стране надо разрешить эвтаназию неизлечимо больных пациентов, испытывающих страдания. В какой степени верно такое мнение?
— Тебя сразу прикончить? Или сначала желаешь помучиться? — спрашивал бандит в фильме «Белое солнце пустыни».
— Лучше, конечно, помучиться, — саркастически отвечал ему товарищ Сухов.
Так было в кино, а как в жизни?
В жизни многие боятся не то что говорить, даже думать о смерти. Напрасно. На планете Земля, если кто не заметил, 100-процентная смертность. И не думать, не говорить о ней — значит, попросту прятать голову в песок.
Впрочем, бояться надо, в первую очередь, не смерти. Умереть не страшно. Страшно умирать, особенно если долго, мучительно и без всякой надежды хотя бы на частичное выздоровление. В России, как и в большинстве стран мира, эвтаназия (ускорение смерти тяжело и неизлечимо больного пациента по его просьбе или просьбе его близких) запрещена на законодательном уровне.
Тем не менее вопрос «должен ли человек в мучениях ждать смерти или лучше помочь ему умереть?» всплывает регулярно.
Вот и теперь, в конце нынешнего лета, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты своего исследования на эту тему. Предыдущий такой опрос проводился пять лет назад. И ответы на главный вопрос: «Поддерживаете вы легализацию эвтаназии в нашей стране или нет?», — распределились примерно одинаково. 2019 год: за — 50 процентов, против — 40 процентов. 2024 год: за — 49 процентов, против — 33 процента.
Обращает на себя внимание, что наибольший разброс в мнениях зависит от возраста опрашиваемых. 74 процента сегодняшних молодых (от 18 до 24 лет) полагают, что эвтаназию надо разрешить, а вот среди тех, кому за 60, взгляды разделились почти поровну: за — 39 процентов, против — 41.
На первый взгляд, цифры странные. Люди старшего возраста имеют больший жизненный опыт, а потому вроде бы должны лучше знать, как страдают перед смертью некоторые тяжело больные люди. Но это только на первый взгляд. У пожилых есть и другой опыт. Они видели, что значит равнодушие молодых и какими бывают врачебные ошибки. А кроме того, сказывается и традиционалистский взгляд на проблему: «каким иностранным словом ни называй, а всё равно это убийство».
Ну, а почти две трети молодых «за» — потому что для большинства из них это что-то виртуальное? Кто же в молодости размышляет о смерти?
Не совсем так. Социологи из ВЦИОМ отмечают, что постепенно растущее число россиян, считающих, что эвтаназию следует легализовать, характерно также для жителей других стран мира. И это, судя по всему, связано с тенденциями индивидуализации в общественном сознании. Всё больше людей уверены, что человек должен иметь право быть хозяином своей жизни и судьбы и близкие имеют право помочь ему в этом. Так что и в дальнейшем сторонников добровольного ухода из жизни будет всё больше.
Но означает ли это, что скоро эвтаназия будет узаконена в большинстве стран, в том числе в России?
Как говорят в таких случаях японцы, пророчить трудно, особенно если речь идёт о будущем. Тем не менее, думаю, в ближайшие годы закон о запрете эвтаназии останется незыблемым.
Причин, в общем-то, три, и все — те же.
Первая — традиционная: всякое искусственное прекращение человеческой жизни испокон веков считается убийством, и кто выступает в этой роли, бандит с ножом или медсестра со шприцем, значения не имеет.
Вторая — религиозная (независимо от принадлежности к той или иной конфессии): только Всевышний дарует человеку жизнь, и только Он может её у человека забрать.
Третья — чисто практическая: бывали случаи, когда даже неизлечимо больной поправлялся, особенно если появлялось новое чудодейственное лекарство.
Ну, а если коротко, ответить на вопрос социолога — легко, а вот принять государственное решение и потом нести за него ответственность — несравнимо трудней.