Имя Тани Савичевой, ленинградской школьницы, потерявшей в блокаду всю семью, — один из символов страданий ленинградцев во время войны. Трагедия эта, увы, была далеко не уникальной.
Страницы дневника, где Таня записывала даты смерти родных высечены в камне у «Цветка жизни». Мемориальная доска установлена на доме 13 по 2-й линии Васильевского острова, где она жила. В посёлке Шатки Нижегородской области, куда Таню эвакуировали с детским домом и где, ослабленная дистрофией и больная туберкулёзом, она умерла, в 2010 году создан мемориальный комплекс. Этот комплекс, названный именем ленинградской девочки, — в память о всех детях, пострадавших в годы войны с нацизмом.
Казалось бы, о короткой трагической жизни Тани Савичевой всё давно известно. Но вот по Первому каналу показали документальный фильм «Памяти Тани Савичевой. Блокада. Дети». И в этом фильме вдруг я увидел здание школы №157, которую когда-то окончил и в которой давно преподаю. Сообщили, что, потеряв семью, ещё до своей эвакуации, Таня переехала к дальней родственнице, проживавшей в этом школьном здании по адресу Лафонская улица, дом 1, где во флигеле находились коммунальные квартиры.
Лафонская ул., 1. Школа № 157, ныне гимназия имени принцессы Е. Ольденбургской
Я тут же открыл компьютер. Статьи в интернете в общих чертах повторяли информацию из фильма. Да, в мае–июне 1942-го Таня жила у двоюродной тёти по материнской линии Евдокии Петровны Арсеньевой на Лафонской улице, дом 1а. В некоторых публикациях встречалось другое название той же улицы — Пролетарской Диктатуры, но сути дела это не меняло. Лафонскую переименовали в честь диктатуры пролетариата лишь в 1952-м, но авторы, видимо, полагали, что, если время советское, то и название уже должно быть таким.
Евдокия Арсеньева оформила над Таней опеку, перевезла к себе многие вещи из квартиры Савичевых на Васильевском острове. Но в июле 1942-го она отказалась от опеки, чтобы отправить девочку в эвакуацию вместе с детским домом.
Получалось так, что в нашем здании жила Таня Савичева, а нам ничего об этом не было известно?! Для гимназии это, конечно, выглядело настоящим открытием, и очень хотелось найти тому документальные подтверждения.
* * *
Точный адрес гимназии — Лафонская улица, дом 1 «А», литера «Б» закреплена за хозяйственной постройкой во дворе. Адрес, таким образом, точно совпадал. Во флигеле у нас, действительно, располагались жилые помещения. Известно, что с 1944 года в квартире на втором этаже жил директор школы Анатолий Павлович Исаев.
Я подумал, что в домовой книге, если она сохранилась в школьном архиве, должна быть зарегистрирована Евдокия Арсеньева. Удалось отыскать книгу, в которой записи велись с июля 1942 года. Увы, фамилии Арсеньевой там не оказалось.
Но это ничего не значило, она могла переехать, уйти из жизни или быть зарегистрированной по другому адресу. Кроме того, до 1944-го записи в домовой книге велись как-то странно — отрывочно и неаккуратно.
С другой стороны, те, кто проживал в школьном здании во второй половине 1940-х, по преимуществу имели какое-то отношение к школе. В книге были указаны профессии — директор, завхоз, уборщица, дворник и т.д. А Евдокия Арсеньева работала, как сообщал интернет, на слюдяной фабрике (1).
Так знакомство с домовой книгой породило новые вопросы. Хотелось также найти документ, где было бы указано, что Таня Савичева жила именно по этому адресу.
Я написал письмо в Музей истории Санкт-Петербурга, а также в Музей обороны и блокады Ленинграда с просьбой помочь подтвердить факт проживания Тани и её тети по адресу нашей гимназии. Из Музея истории города пришёл ответ, что у них хранится дневник, но нет биографических сведений.
Ответ, пришедший от главного хранителя Музея обороны и блокады Ленинграда Анны Геннадьевны Савельевой, оказался более обстоятельным и полезным. Она, в частности, дала ссылку на сайт архива «Сплочённые войной. Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой», где представлены оцифрованные свидетельства эвакуации Тани Савичевой (2). На сайте можно ознакомиться с «Делом на воспитанника Татьяну Николаевну Савичеву», хранящемся в Государственном архиве Нижегородской области, в городе Арзамас.
В деле содержится справка, адресованная в детский приёмник-распределитель НКВД Смольнинского района. В справке говорится о том, что опека Арсеньевой Евдокии Петровны над Савичевой Татьяной Николаевной считается расторгнутой на основании заявления с просьбой об эвакуации девочки вместе детским домом.
Справка о расторжении опеки Е.П. Арсеньевой над Т.Н. Савичевой
Кроме того, в деле есть справка, где указан последний ленинградский адрес Тани Савичевой — Лафонская, 1а, комната 3. Здесь мы встречаем разночтение: указана комната 3, а в других документах обозначена квартира № 3. К тому же имеется явная ошибка: справка утверждает, что по данному адресу не зарегистрированы эпидзаболевания, тогда как Таня на тот момент больна туберкулезом.
Справка об отсутствии эпидзаболеваний
Последний ленинградский адрес Тани Савичевой — Лафонская ул., 1а, квартира 3 — указан на листке учёта безнадзорных детей, составленном 11 июля 1942 года начальником детского приёмника-распределителя НКВД Смольнинского района. Из приёмника Таня была направлена в детский дом №48 на Калашниковской набережной, дом 5. В том же месяце детский дом эвакуировался в Горьковскую область.
Листок учёта безнадзорных детей
В учётной карточке, составленной в детском доме в селе Красный Бор Шатковского района Горьковской области, куда была доставлена Таня после эвакуации, тоже указано, что её «последним постоянным местом жительства» в Ленинграде была кв. 3 на ул. Лафонской в доме 1а.
Учётная карточка на Татьяну Савичеву
Есть ещё одно документальное свидетельство, которое, подтверждает проживание Тани на Лафонской улице, а также даёт нелицеприятную характеристику её опекунше. Это — письмо знакомого Савичевых Василия Крылова, адресованное сестре Тани — Нине Савичевой. По счастью, не все Савичевы погибли. Нина и Миша, сестра и брат Тани, сумели пережить войну.
Вот отрывок из этого письма Василия Крылова, написанного 12 июня 1942 года:
«Дорогая Ниночка!
Получив твоё письмо, сразу пошёл к вам и узнал от соседей, что все Савичевы умерли, а Таню забрала к себе со всеми вещами Арсеньева Евдокия Петровна. Наведя справки, пошёл на Лафонскую. Квартира в бельэтаже. Танюша спала прямо на лестнице. Тётка, уходя на работу, запирает комнату, боится за барахло.
Танюша здорово вытянулась, но очень худая и неухоженная, больная. Очень обрадовалась, что ты жива-здорова и хорошо устроилась в колхозе. Рассказала, как вся ваша семья, один за другим. <…> Прости, но больше я Танюшу не видел. Десятого или одиннадцатого июля тётка сдала её в детдом, сложив с себя опекунство. Очень что-то недолго оно продолжалось… Детдом срочно был... на Большую землю. Куда точно, узнать не удалось. Арсеньева Е.П. и на порог не пустила. Разговаривала так, будто я её грабить пришёл.
Ниночка, не переживай особенно! Это хорошо, что Танюшу вывезли. <…> Думал обрадовать тебя, а вышло наоборот. Прости.
Жду в Ленинграде (3)
Интуитивно мне казалось, что автор письма должен был отметить — Таня живёт в школьном здании, всё же это не совсем обычно. Но такой подсказки письмо не даёт. О Евдокии Арсеньевой как о неприветливом человеке отзывалась и её сестра, объясняя это тяжелым сиротским детством (4).
Конечно, трудно, да и не нужно, судить Евдокию Арсеньеву. Одинокая женщина, она в блокаду работала в три смены на фабрике. Таню не прогнала, взяла над ней опекунство, пусть даже временно.
Из письма Василия Крылова следует, что вся комната на Лафонской была заставлена вещами, перевезёнными Арсеньевой из квартиры Савичевых на Васильевском. Может показаться, что хозяйка эти вещи собиралась присвоить. Однако в личном деле Тани, составленном в детском доме села Красный Бор, содержится «Опись имущества Т.Н. Савичевой» (5). Предполагалось, что этими вещами Таня сможет распорядиться по возвращении в Ленинград. Хранить в одной комнате полубуфет, стол обеденный, стол рукодельный, стол письменный, три кровати, комод, мягкие кресла, семь венских стульев и др. было не очень-то удобно.
Впоследствии Нина Савичева, сестра Тани, забрала у «тети Дуси» с Лафонской некоторые не крупные вещи. Судьба оставшихся предметов неизвестна. Евдокия Арсеньева умерла в 1976-м в возрасте 65 лет.
* * *
Пока всё сходилось на том, что Таня Савичева действительно жила в здании гимназии, как и сказали в фильме. Но долю сомнения внесла моя коллега, увидевшая на сайте https://www.citywalls.ru/ фотографию соседнего дома, сделанную 64 года назад. с подписью «Лафонская ул. Фасад дома 1а». Это отдельно стоящее здание, не имеющее отношения к нашей гимназии, сейчас в нём размещается Газпромбанк,
Я подумал, что это какая-то ошибка, здание никак не относилось к школе, и сегодня имеет №3, тем более тогда, в 1960 году, это уже была не Лафонская, а улица Пролетарской Диктатуры.
Но всё же перешёл по ссылке и в Центральном госархиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга увидел ту же фотографию с адресом Лафонская, дом 1 а (6)
Фотография дома № 3 (1а) по Лафонской ул.
Мне, конечно, не хотелось верить, что жизнь Тани Савичевой не связана с нашим зданием. Ведь столько документов свидетельствовали об обратном.
Дальнейшие поиски привели в Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. И там я обнаружил «Домовую книгу прописки граждан по адресу: ул. Пролетарской Диктатуры, д. 3. (бывш. ул. Лафонская, д. 1 А)», датированную 1951–1965 гг. (7).
Таким образом, в указанный период была не только переименована улица, но также изменилась нумерация зданий. Дом №1 а стал домом №3. А за школой остался прежний номер — «1».
Это подтверждается и тем, что детский дом №17 находился в здании, которое сейчас занимает Центр медиаискусств Академии талантов. Номер этого дома в предвоенное время был «3», а сейчас это дом №5. На Лафонской ещё всего два здания по нечётной стороне. Первое — школа (ныне гимназия) №157 (дом № 1), а второе… — №1а.
Таким образом, Таня Савичева после потери близких переехала к двоюродной тёте Евдокии Арсеньевой на Лафонскую улицу, дом 1а. В то здание, которое сейчас имеет номер «3» и находится по соседству с гимназией.
Моя коллега нашла в интернете сведения о проекте «Петербург. Дома и люди». Цель этого проекта — сохранение памяти о людях, живших в городе во время блокады Ленинграда. Автор проекта Валерий Григорчук предлагает установить на блокадных домах таблички с QR-кодом — ссылкой на страницу, рассказывающую об истории дома и его жителей в дни блокады.
Далее он пишет о здании на Лафонской, 3, который упоминает в числе первых, достойных быть отмеченными в рамках проекта:
«Первый дом — улица Лафонская, дом 3. Этот дом находится прямо перед Смольным и сейчас в нем располагается банк. Но до и во время войны это был обычный жилой дом. В 1942 году в этом доме жила Таня Савичева — девочка, оставившая свой знаменитый печальный дневник и ставшая одним из символов блокады. Когда все близкие родственники Тани, оставшиеся в Ленинграде, умерли, то Танина двоюродная тётя взяла над ней опеку и девочка переехала со 2-й линии Васильевского острова в квартиру 3 в доме 1А по Лафонской улице (теперь это дом 3). Из этого дома Таня уехала в эвакуацию…» (8)
Дом № 3 (1а) по Лафонской ул. (фото с сайта https://photo.gradpetra.net/views/21598.html)
Выходит, проживание Тани в здании, которое сейчас занимает банк, для авторов проекта «Петербург. Дома и люди» не было секретом. В свою очередь, авторы фильма Первого канала ошиблись, показав здание школы №157 как последний ленинградский адрес Тани Савичевой.
И всё же эта девочка жила на Лафонской улице, видела наше старинное гимназическое здание. Благо уже было тепло, могла гулять в Смольном саду. Часть её такой трагической короткой жизни связана с этим уголком Ленинграда-Петербурга.
…Вчера, 8 сентября, исполнилось 83 года со дня начала ленинградской блокады. И в эти памятные дни я, конечно, буду рассказывать своим ученикам о Тане Савичевой и о её последних днях в Ленинграде. Здесь, совсем рядом с нашей гимназией.
Примечания
(1) Письмо Крутоус О.П. (урожд. Арсеньевой), сестры Арсеньевой Е.П. Цитируется по
кн.: Миксон И.Л. Жила, была: Историческое повествование. — Л.: Дет. лит., 1991 —
223 с. URL: http://militera.lib.ru/bio/mikson_il_savicheva/11.html (дата обращения:
24.07.2024)
(2) Сплочённые войной. Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой. ЦГА СПб.
Таня Савичева. URL: https://spbarchives.ru/evacuation2023-4-1-8 (дата обращения:
24.07.2024)
(3) Письмо Крылова В. Савичевой Н. Цитируется по кн.: Миксон И.Л. Жила, была:
Историческое повествование. — Л.: Дет. лит., 1991 — 223 с. URL:
http://militera.lib.ru/bio/mikson_il_savicheva/11.html (дата обращения: 24.07.2024).
(4) Письмо Крутоус О.П. (урожд. Арсеньевой), сестры Арсеньевой Е.П.
(5) Опись имущества Т.Н.Савичевой. Сплочённые войной. Эвакуация из Ленинграда и
возвращение домой. ЦГА СПб. Таня Савичева. URL:
https://spbarchives.ru/evacuation2023-4-1-8#gallery-21 (дата обращения: 24.07.2024)
(6) Лафонская ул. Фасад дома 1а. ЦГАКФФД СПб. Фотодокументы. Опись 1ГР-50.
Ед.хр. 76273 URL: https :// spbarchives . ru / infres /-/ archive / cgakffd / A -1- photo /1 GR —
50/76273 (дата обращения: 24.07.2024)
(7) Домовая книга прописки граждан по адресу: ул. Пролетарской Диктатуры, д. 3
(бывш. ул. Лафонская, д. 1А). ЦГА СПб. Фонд Р-7965. Опись 119 Дело 1973 URL:
https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cga/R-7965/119/1973 (дата обращения: 24.07.2024)
(8) Блокадный Ленинград: новые имена и уроки истории. Информационный портал
«Выбор народа». URL: http :// vybor — naroda . org / vn _ exclusive /255660- blokadnyj — leningrad —
novye — imena — i — uroki — istorii . html (дата обращения: 26.07.2024)