Зачем нам отложенное старение?

Ирина Григорьева
Сентябрь17/ 2024

Недавно на одном из совещаний в Смольном обсуждалась программа «Серебряный возраст». Она, несомненно, важна и необходима. Но требует научного сопровождения.

Эта программа ориентирована на переосмысление устоявшихся социальных стереотипов и формирование новых, более прогрессивных стандартов жизни пожилых людей, а также на создание условий для их активного участия в общественной жизни.

В программе «Серебряный возраст» четыре основных направления, которые отражают ключевые аспекты жизни пожилых, — здоровье, физкультура, образование и досуг. Всё это призвано комплексно улучшить качество жизни людей старшего возраста, предоставить им возможности для всестороннего развития и активного долголетия.

Важная часть реализации этой программы — формирование поддерживающей среды, которая будет способствовать не только физическому и психологическому благополучию пожилых людей, но и их социальной интеграции. Особое внимание будет уделено широкому спектру активностей людей «серебряного возраста» — от цифровых технологий для адаптации к современным реалиям до проведения профилактических и оздоровительных мероприятий.

Однако наряду с реализацией практических задач важно глубоко изучать потребности пожилых, то, как они воспринимают свой возраст и процесс старения. В связи с этим сегодня во многих странах, в том числе в России, учёные активно развивают подход, известный как концепция отложенного старения.

В наши дни средняя продолжительность жизни заметно возросла, а потому обострилась потребность переосмыслить само понимание старения, которое в развитом мире уже имеет не меньшую значимость, чем цифровизация или межстрановая миграция.

Прежде всего заметно увеличилась средняя продолжительность жизни. Сегодня человека 60 и даже 70 лет никто уже не называет стариком, как это было всего полвека назад. Неуклонно повышается пенсионный возраст, обсуждается необходимость его отмены, смысл которой в том, чтобы, не ограничивая трудовые права пожилых, разрушить границу между ними и теми, кто помоложе. Сегодня эта граница в определённом смысле выбрасывает пожилого человека из «нормального» общества, поскольку пенсионер, как считается, менее эффективен в разных видах занятости?

Отмена пенсионного возраста — это ни в коей мере не вопрос о пенсии, поскольку трудовая пенсия может быть привязана не к возрасту, а к страховому стажу. К возрасту привязаны — практически во всех странах — социальное пособие по старости или социальная пенсия (для тех, кто не заработал трудовую). Так что отложенное старение — в первую очередь старение, не привязанное к формальным рамкам пенсионного возраста или ещё к другим нормативным установкам, предполагающим, что врачи или инспекторы Пенсионного фонда лучше знают, как каждому из нас нужно стареть.

Если коротко, отложенное старение — это:

— ощущение непрерывности собственной жизни, активность, работа и продолжение трудовой деятельности, особенно квалифицированной;

— сопротивление потерям достигнутого статуса и разнообразия ролей, желание оставаться активным, самостоятельным, ощущение личной субъектности, которое не проходит с возрастом;

— сопротивление структурированию жизни, которое придумано извне и навязывается всем одинаково. Пенсионный возраст — это требование стареть в указанное время, оно эффективно работало в индустриальную эпоху, но теперь теряет своё значение;

— стареть нужно с достоинством, не теряя интереса к жизни и её возможностям, которых в нашей повседневности становится всё больше.

Мы уже третий год реализуем в Петербурге научный проект Российского научного фонда (РНФ) «Отложенное старение или поздняя взрослость в России: как цифровое развитие меняет статус пожилых в эпоху COVID-19 и неопределённости». Проект реализуется в Социологическом институте РАН — петербургском филиале Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук.

Могу сказать со всей определённостью: программа Смольного «Серебряный возраст» своевременна и очень важна, но нуждается в научном сопровождении. Это, в частности, подтверждают наши исследования.

Недавно мы провели опрос о востребованности цифровых сервисов петербуржцами старше 60 лет (выборка — 700 человек) и получили весьма неожиданные результаты. Оказалось, подавляющее большинство (88 процентов) знают об этих услугах, и около 75 процентов уже использовали городские цифровые сервисы. При этом по некоторым позициям активность старшего поколения превышает среднюю активность всех жителей города. К примеру, таким цифровым инструментом, как «Госуслуги. Решаем вместе», пользуются 35 процентов пожилых, а из всех опрошенных разных возрастов — 24.

Уже эти данные подтверждают, что потенциал людей «серебряного возраста» зачастую преуменьшается и тут крайне важны новые социальные исследования.

Конечно, у сторонников отложенного старения есть противники.

Они считают, что это попытка «загнать» пожилых в определённые рамки и виды активности, сохранить статусы и социальные роли, присущие среднему возрасту, стремление навязать старым людям то качество жизни, которое требует хорошего здоровья с использованием возможностей дорогой медицины, и даже способ всего лишь отложить свою исключённость из активного потока жизни.

Нас обвиняют в том, что мы хотим лишить пожилых заслуженного отдыха. Нет, мы хотим другого — чтобы человек имел право выбора. Мы считаем, что каждый должен иметь возможность достойно и обеспеченно стареть по собственному выбору.

И сегодня жизнь поворачивается лицом к сторонникам отложенного старения. Власть обещает всё же вернуть ежегодный перерасчёт страховой части пенсии, прямо объявлено, что рынок труда нуждается в пожилых, а демографы утверждают, что во многих регионах России, в том числе в Петербурге, средняя продолжительность жизни увеличилась на 12-15 лет.

Всё это свидетельствует в пользу того, чтобы жизненные планы людей увеличивались во времени, а мотивов «списывать себя» из привычной жизни, наоборот, становилось меньше.

А следовательно, необходимы социологические исследования и междисциплинарный анализ феномена старения. Такой подход позволит более полно понять и осмыслить всю палитру современных представлений о возрасте и процессе старения. Только через комплексное исследование и использование различных научных методов можно достичь глубокого и всестороннего понимания этого сложного и многогранного явления, что в свою очередь поможет создать более эффективные программы и стратегии для улучшения жизни пожилых людей в современном обществе.

Наша команда проекта «Отложенное старение…» проводит интервью и фокус-группы с жителями Петербурга и экспертами по различным аспектам этой темы. И мы готовы выслушать мнения читателей «Мозгократии», особенно достигших старшего возраста, по следующим вопросам:

  1. Каким образом процесс цифровизации влияет, помогает или препятствует реализации Ваших планов и жизненных стратегий?
  2. Какие цифровые сервисы Вы считаете наиболее полезными для себя и почему?
  3. В каких сферах целесообразно внедрение цифровизации и создания электронных услуг (в том числе специфических) для повышения комфорта и качества жизни старшего поколения?
  4. Если Вы пользуетесь социальной сетью «ВКонтакте», известно ли Вам приложение «Я здесь живу» и встроенный в него сервис «Активное долголетие»? Если Вы им пользуетесь, будем признательны за любые замечания и предложения по его развитию.

 

Наши контакты:

Тел. +79213737318 Григорьева Ирина Андреевна

+79500314836, Галкин Константин Александрович

+79213456375 Чугунов Андрей Владимирович

E-mail: socstar@socinst.ru (Центр социальных исследований старения)

 

Статья подготовлена при участии Константина Галкина и Андрея Чугунова

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

20 − 15 =