Фантастика реальности и реальность фантастики

Юрий Юм
Октябрь03/ 2024

Сегодня реальность опережает фантазию фантастов. Наверное, оттого многие писатели уходят в фэнтэзи. А те, кто верен жанру, оказываются под гусеницами стремительно наступающих науки и техники.

Причина блеска и нищеты фантастов в том, что исторически они, воленс-ноленс, находятся в тисках окружающей их реальности. Посему прыгать раскрепощённому сознанию фантаста приходится в оковах господствующего на этот момент здравого смысла и обстоятельств бытия.

Именно поэтому в XIX веке на Луну пришлось лететь из пушки. Это была, конечно же, суперпушка, заряженная суперпорохом. Качество пушек и пороха достигли ныне совершенства. Но до Луны пушки так и не достреливают. Утешает лишь то, что и марсиане Герберта Уэллса из «Войны миров» тоже прибыли на нашу планету с помощью пушек. Вот такая получилась космическо-артиллерийская перестрелка.

В конце опять же XIX века возникло предвидение, согласно которому люди начнут массово передвигаться по воздуху. С помощью воздушных шаров и крыльев, позаимствованных у стрекоз. Мечтали, что люди смогут летать в небе как птицы. Ну, а то, что железяки смогут летать по воздуху, с брюхом, набитым тысячами обывателей, — такой глупой мысли не возникало.

Станислав Лем описывал космическую станцию будущего, где сплошь кнопки, а пластик на причальных мачтах протёрся до стали от частых стыковок. До того времени, когда пластик окажется прочнее стали, а кнопки отомрут, замечательный фантаст немного не дожил. А причина в том, что в середине ХХ века будущее предвиделось как царство кнопок. Нажал кнопку, и умная машина сделает нужную работу.

С роботами та же история. Век машин породил идею умных машин Карела Чапека. Айзек Азимов придумал им законы и кодекс поведения. Прошлый век видел их железными умницами сначала с лампочками в голове (первое поколение), затем с транзисторами (второе). И, наконец, мозги роботов заполнили микросхемами. После этого появились биороботы с чипами. А потом чипы стали биочипами, и перепрошивка хомо сапиенса перешла в рутинную процедуру.

Космические путешественники до сих пор продолжают стрелять из оружия, главный принцип которого — полёт физического тела к цели. Ракета и пуля ничем не отличается по своему принципу от пращи и стрелы. Просто камень стал реактивный и ядерный. Лазер — самый большой прорыв в этой области. И тупик. Представить что-то большее фантасту мешает собственный мозг. Все мы — заложники нашего опыта, и фантасты не исключение. Они плетутся в неведении секретных разработок учёных над оружием на других физических принципах.

Читая фантастику братьев Стругацких, удивляешься: воздействие на планету из далёкой галактики проходит по принципу трактора на пашне. Механический инопланетный процесс с комсомольцем за рычагами. И тут главное — не в технике, а в том, что космонавт будущего — человек из ХХ века.

Точнее — второй половины минувшего века. То, что космонавт будущего будет сыном своего времени как-то упущено. Поколения меняются каждые два десятка лет. И особенно это заметно в наше время с его быстрыми переменами. Бэби-бумеры сменили «молчаливое поколение». На смену им пришли «Иксы», далее миллениалы и т.д. В итоге фантазии шестидесятников о человеке будущего не пережили своих авторов.

Космонавт у фантастов всегда на первых ролях. То, что человек полетел в космос, — это достижение. Но в дальний космос человек никогда не полетит. Ни в состоянии анабиоза, ни в состоянии иной замороженной консервы. А вот, что полетит информационная копия человека, — реально. И полетит она не в железной утробе корабля с фотонным двигателем. А свободными кварками в межзвёздном пространстве. И кварки/волны не будут нуждаться в сублимированных продуктах, окажутся свободны от проблем пола и глупых тел. Тела они оформят по прилёту на подходящую планету. В крайнем случае заселят организмы обезьян, как это, судя по всему, случилось на Земле.

Чтобы понять нелепость межпланетного перелёта, достаточно осознать проблемы космического туалета. Путешествие по звёздам с бутербродом в авоське и унитазом под мышкой смотрится нелепо и совершенно не романтично.

Искусственный интеллект снисходительно наблюдает за дискуссией, кто умнее — он или естественный интеллект. В этот момент основная масса носителей естественного интеллекта, уверенных в своём превосходстве, постит котиков, просматривает на просторах интернета порно и футбол.

ИИ уже давно переиграл человека в шахматы, овладел всем знанием разумного человечества и готовится приступить к творческому процессу в кино, живописи, литературе и музыке. ИИ управляет самолётами, энергетикой, экономикой, просчитывает настоящее и будущее.

Пока ещё под контролем человека. Но как долго будет это «пока»? Не покажется ли ИИ в один момент, что присутствие на планете ожиревших двуногих, с трудом вспоминающих шестой столбик таблицы умножения, слишком обременительно для экологии и бесполезно для прогресса.

Как бы то ни было, точка технологической сингулярности станет последней точкой маршрута естественного интеллекта. Далее следует интеллектуальный взрыв ИИ, осознать который человеческий интеллект окажется неспособен.

Тут стоит напомнить, что прогресс был и остаётся иконой передового человечества. Ради которого ничего не жалели. В конечном итоге не пожалеют и само человечество. Прогресс из понятий процесса перешёл в стадию главенствующей реальности, в которой человек как таковой — щепка. И речь не про отдельного человека, а про всё человечество. Но это уже из жанра не фантастики, а антиутопии. Поэтому лучше отвлечься на драконов, единорогов, войну грудастых супергероинь с зубастыми космическими монстрами. И прочие фантазии естественного интеллекта фантастов.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

9 − 8 =