«Государству не может быть инако яко к пользе и славе, ежели будут в нём такие люди, которые знают течение тел небесных и времени, мореплавание, географию всего света и своего государства».
Так в 1747 году было сказано в Регламенте Императорской Академии наук.
Тем нем менее официальным днём Северного морского пути считают 17 декабря. В этот день было образовано Главное управление СМП. До этого, правда, организация уже существовала и носила разные названия. Например, 23 апреля 1919 года создали комитет СМП, который занимался вопросами Арктики. Позже ведомство переименовывали ещё дважды.
Но почему официальная дата именно 17 декабря 1932 года? Стóит заглянуть в историю, и мы узнаем, что Северному Морскому Пути не 90 лет, не 105, а как ни покажется странным — 500. Именно такую дату мы будем отмечать в декабре следующего года.
Впрочем, если быть уж очень объективными, то плавать по северным морям жители Русского Севера, начали намного раньше, ещё в XII-XIII веках. Переселившись из Новгорода и обжившись на северных землях, они стали осваивать и Ледовитый океан, сначала Баренцево море, Белое. На своих кочах они ходили на остров Колгуев, в Скандинавию, добирались до Уральских гор и Новой Земли.
Идея найти проход по северным морям из Европы в Азию принадлежит русскому дипломату, вельможе при дворе Василия III, путешественнику и географу Дмитрию Герасимову. И родилась она в 1525 году. Почти 500 лет назад.
Появилась она, как это частенько бывает, не от хорошей жизни. Толчком послужило появление Османской угрозы для Европы и закрытие турками для мореплавания Средиземноморских проливов, обеспечивающих прохождение торговых судов из Европы в Азию. Вот тогда Дмитрий Герасимов, находясь при дворе папы Климента VII, и предложил отправляться в Азию через Студёные моря, как их тогда назвали. Свои предложения он составил на основе походов поморов, чётко обосновав возможность такого плавания.
Герасимов был разносторонне образованным человеком, хорошим политиком и дипломатом. Паоло Джовио, придворный Ватикана, географ и историк, так охарактеризовал Дмитрия Герасимова как «человека опытного в делах государственных и особо сведущего в Священном Писании» и называл его русским Колумбом. Сам же русский дипломат писал Папе Римскому: «Океан на севере имеет такое огромное протяжение, что, по весьма вероятному предположению, держась правого берега, из Белого моря можно добраться на кораблях до страны Китай, если в промежутке не встретится какой-нибудь земли». Составленный и приложенный к письму в Ватикан чертёж Северного морского пути, считается самой древней, если не первой картой Северного Ледовитого океана.
Конечно, у Герасимова, как государственного деятеля, был геополитический и экономический расчёт. Геополитический — усилить русское влияние на Европу, нормализовать отношения и снизить католическую угрозу для западных областей Руси. А экономический — очень простой: дань с иностранных купцов за проход по СМП.
Как всё это похоже на наше время! И сегодня мы решаем наши геополитические задачи в Европе, опять над нашими западными областями нависла угроза войны и говорим об актуальности Северного морского пути для торгового мореплавания из Европы в Азию и обратно. Но тогда и Европа была заинтересована в Московии, как она называла Русь. Европейцы хотели вовлечь её в антиисламскую коалицию.
Идея Дмитрия Герасимова была в то время передовой и очень перспективной, но как все выдающиеся люди, он обогнал своё время. Состояние и конструкции судов той эпохи не позволяли реализовать эту возможность. Потом её рассматривали и при дворе Ивана Грозного, и позже.
Лишь в 1733–1743 годах, по инициативе капитана-командора Витуса Беринга, поддержанной многими влиятельными государственными чиновниками, была проведена Великая северная экспедиция небывалых прежде масштабов. Перед экспедицией ставило множество задач — описать часть северных берегов Северной Америки, достичь Японии и, что важно в контексте СМП, выполнить географические, геологические, зоологические, ботанические и этнографические обследования севера России от Печоры до Чукотки.
Однако полное и целенаправленное освоение русской Арктики и Северного морского пути началось только в 1930-х годах. Затем был расцвет освоения Севера, подвиги папанинцев и челюскинцев и почти полное забвение и умирание Северного морского пути в 1990-е годы…
Сегодня Северный морской путь вновь становится важной транспортной, а главное, безопасной артерией, соединяющей Европу с Азией, как мечтал русский Колумб, Дмитрий Герасимов.