— Здорово мы съездили сегодня, пап! — сказала дочь, подводя итоги дня.
— Ну, да, — ответил я, как бы соглашаясь.
Дети рады выборам депутатов — из-за подготовки к ним уроки заменили экскурсионным днём.
Я оказался сопровождающим, как родитель и экскурсовод-любитель. Наш шестой класс решили отвезти в Выборг, благо погода намечалась не хуже июльской, тепло и солнечно. Первоначальный план предполагал путешествие на «Ласточке», но мы испугались, что не поместимся в вагон.
С утра к школе, которая находится рядом со Смольным, подкатил новенький белоснежный автобус. Водитель выступил с краткой речью, пообещав нарушителей чистоты познакомить со шваброй. Отдавая должное серьёзности водителя, дети по ходу движения шуршали чипсами как можно тише.
И вот автобус уже катит по Шпалерной улице. Видя, что я взялся за микрофон, классная наставница несколькими фразами сняла с мальчиков кепки и добилась изъятия наушников из ушей.
По ходу движения по Шпалерной успеваю рассказать о Кунсткамере, размещавшейся когда-то в Кикиных палатах, шпалерной мануфактуре и объяснить название Таврического дворца. Кто-то из детей выдвигает предположение, что Таврида — это такая рыба. Диалог, таким образом, налаживается, удаётся завладеть вниманием некоторых юных экскурсантов. Это придаёт уверенности, и мой рассказ продолжается за пределами города.
Стараясь не умничать, излагаю непростую историю шведско-финско-русского города. Шестиклассники, как могут, отвечают на вопросы. Точно определили, что кирха — название лютеранской церкви, а потом ошарашили предположением, что в прошлом население Выборга исповедовало буддизм. Так с переменным успехом мы приближаемся к современности и к цели поездки.
В Выборге автобус останавливается на Рыночной площади. Дети выбираются из автобуса, разминая затекшие ноги. Ускоренным шагом наша нестройная колонна выступает в сторону Усадьбы бюргера. По дороге школьники оживляются, находятся свои поводы посмеяться, покричать и попищать.
Выясняется, что у бюргера нас не ждут, а надо идти на интерактивное занятие в «Музей кренделя». Это уютный сувенирный магазинчик, где в том числе продают съедобные сувениры. Вкусно пахнет корицей и ещё какими-то пряностями. Крендель сделали своеобразным символом Выборга. Ещё бы, ведь вместе с легендой о его изобретении средневековыми монахами крендель продаётся гораздо лучше и дороже.
Предполагалось, что на занятие детей разделят на две группы, но нам сказали, чтобы садились все сразу. Девушка, изображавшая средневековую горожанку, удерживает внимание шестиклассников с большим трудом.
— А кто ещё жил в городе, кроме ремесленников? — спрашивает она. — Кто занимался торговлей?
— Барыги, — отвечает один мальчик.
— Торгаши, — добавляет другой.
Ещё какое-то время дети и ведущая мучают друг друга. Наконец, приносят большой крендель, разрезанный на маленькие кусочки. Дети оживляются и начинают его поедать.
Хозяйка заведения всех агитирует приобретать сувениры. Пока часть детей покупает крендельки и магнитики, другая — ждёт на улице. Мальчики успевают заглянуть в окна подвального этажа, где работает швейная мастерская, привлечь внимание работниц и покривляться.
Наконец, в парке всем дают время на перекус. Некоторые дети вновь достают внушительные пакеты с чипсами. Мальчики вскоре начинают бегать по газонам, возятся и задирают друг друга. Стало понятно: пора детей куда-то вести.
Классный руководитель ловко всех строит, и все мы отправляемся на экскурсию по улочкам Выборга.
Город млеет под солнцем. Мы осматриваем Круглую башню, рынок и эффектное здание банка на Рыночной площади. Отсюда поворачиваем к кирхе Петра и Павла. Вступаем на «Аллею звёзд» с именами артистов-участников Выборгского кинофестиваля. Фотографируемся у трамвая-кафе — одной из новых достопримечательностей. До войны в Выборге существовало трамвайное движение, и это кафе — напоминание о прошлом.
По брусчатке доковыляли до Преображенского собора, самого крупного православного храма многонационального Выборга. За собором вытянулся фасад бывшего реального училища. Автор его проекта — Александр Максимов — специализировался на строительстве образовательных учреждений. Его проекты реализованы во Владимире, Пензе, Ташкенте. Участвовал он и в перестройке зданий Технологического института и Института гражданских инженеров в Петербурге. Также он является автором проекта здания нашей гимназии, на Лафонской улице, 1. Сказал об этом ученикам, и они стали фотографироваться на фоне училища.
А потом мы взбираемся на бастион Панцерлакс, на котором стоит замечательное конструктивистское здание — ныне музей «Эрмитаж-Выборг». Отсюда открывается вид на залив и порт.
Дети интересуются: «Почему здесь так много подъёмных кранов, чтó строят?» Объясняю, что это портовые краны, нагружают баржи.
Идём по стене бастиона. Мальчишки заметили серое промышленное здание: «Оно что, горело? Почему такое страшное?»
Увидели пороховой погреб: «Это что, самый старый дом?»
Миновав представительное здание почтамта, наш отряд попадает в городской парк. Тут молодёжь заметно приуныла.
Несколько девочек присели на скамейки, а мальчик Вася поинтересовался:
— Сколько впереди ещё остановок?
Чувствую, что вид выборгской Красной площади уже мало кого обрадует. Но до бронзового лося всё же надо дойти. Дети уже менее проворно встают у памятника лесному жителю, чтобы запечатлеть себя на фото.
Всё, больше не мучаю ребят рассказами, и они шагают бодрее, тем более, что впереди обед.
Обед ожидает нас в банкетном зале. Мальчишки, увидев накрытые столы, тёмные скатерти и приличную посуду закричали: «О, ресторан!» И тут же начинается соревнование за лучшие места. В ходе борьбы тарелка супа проливается на скатерть и одежду. Хорошо, что одна…
Впрочем, как обычно, нашлись дети, которые ничего толком так и не съели.
На обратном пути прошу водителя остановить автобус напротив замка. Дети высыпают как горох и заполоняют набережную. Вода и небо светятся синевой, а замок после реставрации стал почти белым. Один из мальчиков восхищенно замечает:
— Вот она, крепость Орешек! — Не зря мы все-таки показали детям Выборгский замок.
Вот и последний пункт нашего путешествия — парк Монрепо. Ворвавшись в парк, наша команда оглашает его криками. Бегут карабкаться по скалам, кидаться в воду камнями, бегать по лесу. Тишину слушать никто не хочет. Всё это время классный руководитель сохраняет завидное хладнокровие.
Всё, теперь впереди только обратный путь. Наверное, лучше бы погулять по Выборгу в более спокойной компании. Но, с другой стороны, всегда надеешься, что у ребят останутся какие-то знания и положительные впечатления. И в этом смысле мы, конечно, здорово съездили.
Вверху: акварельный рисунок автора