Помогает ли кому-нибудь заграница?

Европейские государства всегда тянулись в Украину. Но волновала их не судьба славянской нации, а собственное сиюминутное благополучие.

Недавно снял с полки книгу, стоявшую там непрочитанной непростительно долго. Бывает так, что хватаешь издание впрок, а потом томик теряется в ряду других корешков. Но сейчас самое время ознакомиться с этим исследованием.

Монография Олега Федюшина вышла на русском в 2014 году. Автор — русский или украинец — в науке, думаю, разницы особенной нет. Профессорствует в Нью-Йоркском университете.

На языке оригинала работа озаглавлена так: Germany’s Drive to the East and the Ukrainian. 1917–1918» (Oleh S. Fedyshyn). Русское название более эмоционально — «Несостоявшаяся украинская держава. 1917–1918. Планы германского генерального штаба по аннексии юга России». Подзаголовок, как мы видим,  и вовсе оценочный, но — совершенно верный. Поскольку тираж книги всего 2 тысячи экземпляров, думаю,  будет полезным пересказать её в основных пунктах…

Работа, безусловно, серьёзная, академическая. Издательство «Центрполиграф» тоже известно не понаслышке. А потому, кажется, фейков на трёх с лишним сотнях страниц нет. Ошибки, наверняка, проявятся, но — это дело коллег профессора Федюшина. Я же только благодарный читатель и делюсь с вами, друзья, впечатлениями от прочитанного.

Две цитаты вертелись у меня в голове, пока я штудировал эту работу. Первая — «Заграница нам поможет». Вторая — «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?».

В августе 1914-го, когда только загремели пушки Великой войны, германское правительство уже разрабатывало план создания нескольких буферных государств, включая Украинское.

После крушения Российской империи, в апреле 1917 года власть в Киеве взяла Центральная Рада, то есть представительный орган украинских организаций — политических и общественных. Она говорила от лица Украины в Брест-Литовске и заключила мир 9 февраля 1918 года (на четыре недели быстрее, чем с Советской Россией).

Собственно, мир был подписан не с одними немцами, но со всеми Центральными державами — Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией. Иными словами — немцами и их союзниками. Напомню, в состав огромной империи, кроме Австрии и Венгрии, входили ещё нынешние Чехия, Словакия, Словения, Босния и Герцеговина, части Румынии и Сербии. Таким образом, Украина фактически заключила договор с Центральной Европой.

Прежде всего, Киев получил военную помощь; правда, специфическую. Немцы и их союзники вошли в Украину и вытеснили большевиков. Но создавать независимое государство на востоке отнюдь не спешили. От Украины им нужно было лишь продовольствие. Ещё 1 февраля, до подписания договора, Центральные державы потребовали от Рады за помощь — 1 млн. тонн зерна и продовольствия. И договор с Украиной немецкие дипломаты называли «хлебным миром». Министр иностранных дел, выступая в рейхстаге, заявил:

— Мы заинтересованы в поддержании железных дорог (в Украине) в хорошем состоянии, чтобы иметь возможность транспортировать  зерно и другие продовольственные товары.

После заключения договора немцы начали двигаться к Киеву именно вдоль железных дорог. Австрийцы поначалу не торопились, пытаясь решить внутренние проблемы. Но потом начали волноваться: как бы «в отсутствие австро-венгерских войск всё богатство русских зернохранилищ не перешло в руки немцев». И 28 марта Центральные державы заключили договор о разделе Украины, то есть о сферах влияния. Австрийцам досталась юго-западная часть, а немцы забрали себе остальное.

Австрийцы сразу поняли, что им отводится роль подчинённая. Один высокий чин Австро-Венгерской империи (профессор Федюшин упоминает здесь некоего фельдмаршала Лангера, но в биографическом словаре, приложенном к исследованию,  такого нет. И в Военной энциклопедии тоже) сформулировал это так:

— Мы, австрийцы, прекрасно понимаем, что вы, немцы, должны контролировать путь, пролегающий через Кавказ в Индию. Не исключайте нас из этого предприятия. Позвольте нам сопровождать вас на этом пути. Вы знаете, что мы можем участвовать в предприятии лишь в самых скромных масштабах…

Воля ваша, друзья, а мне сразу на память приходят персонажи «Книги джунглей» Редъярда Киплинга — Шер-Хан и его постоянный спутник Табаки. Та же иерархия сохранилась и в наше время. Только роль свирепого тигра взяла на себя иная держава.

Внутри Украины покоя не было. Но профессора Федюшина в этом исследовании интересуют только отношения Киевской власти с её западными союзниками.

А в этих отношениях основной темой было продовольствие. Проще говоря, грабёж Украины. Сначала немцы, утверждает автор, не собирались идти дальше Киева. Потом решили продвинуться к Харькову. И почти сразу поняли, что им нужны руда и уголь Донбасса. Дальше зашагали широко,  вплоть до Грузии.

«Германия была глубоко заинтересована в усилении эксплуатации украинских экономических ресурсов», — пишет Олег Федюшин. И цитирует генерала Грёнера, начальника штаба германских войск в Украине, который утверждал, что одна из основных его задач — «изъять из Украины зерно и продовольствие — чем больше, тем лучше».

Здесь немцам и австрийцам пришлось столкнуться с сопротивлением украинцев. Реквизиции зерна и фуража вызвали вооружённое восстание. Оккупанты ответили расстрелами.

Кроме того, Берлин был недоволен политикой Рады. В частности, её предложениями национализации огромных частных земель и — наделении ими крестьян. Немцы считали, что поставки легче обеспечить с больших поместий. И решали свои задачи крайне жёсткими мерами. Так, командующий одной дивизии объявил, что за гибель каждого немецкого солдата расстреляет десять местных жителей.

Решение политической проблемы германцы отыскали довольно быстро. В любом случае им нужно было сохранить украинское государство, которое они считали хорошим прикрытием для собственного господства и эксплуатации всей страны. Но оно должно было стать более доступным для внешнего управления.

В конце апреля 1918 года к власти привели Павло Скоропадского. Бывшему генералу Российской империи съезд Лиги землевладельцев присвоил звание гетмана и наделил его полномочиями диктатора. А за день до этого немецкие военные подошли к зданию Рады и арестовали несколько министров, неугодных военному командованию. Тут уже не печенюшки шли в ход, а боевые патроны вкупе с примкнутыми штыками.

После переворота ограбление пошло полным ходом. В буквальном смысле слова. Всего из Украины на Запад было отправлено более 50 тыс. вагонов, то есть свыше миллиона тонн продовольствия. Это только официально утверждённые поставки. А ведь  к ним надо прибавить и немалое количество личных посылок, отправленных солдатами и офицерами в Фатерланд. По оценке историка Федюшина, это ещё минимум 500 тыс. тонн или 25 тыс. вагонов.

Отдельный разговор — о Крыме. Как же Европе, особливо центральной, жить без этого полуострова?

Немцы непременно хотели выйти через Украину к черноморскому побережью. Сначала планировали объединиться с Турцией, но потом решили, что смогут провести операцию самостоятельно. Цель — обеспечить «пути в Центральную Азию, для овладения имеющимися там сырьевыми запасами». Кстати, Збигнев Бжезинский в своём знаменитом труде «Великая шахматная доска» тоже утверждал, что целью США должно быть проникновение в Азию. Для этого нужно всего лишь (!) отодвинуть Россию в сторону от мировой геополитики.

Тогда, к концу 1910-х годов, на юге России жило более полумиллиона немецких колонистов. Они предлагали сделать Крым и Тавриду немецкими и обещали быть верными проводниками политики Берлина.

22 августа 1918 года Тайный совет немецких колонистов Причерноморья подготовил меморандум, который отправил в МИД Германии. Колонисты предлагали создать колониальное государство в Северном Причерноморье. Оно включало бы в себя земли вплоть до устья Дуная, было бы верным Берлину и обеспечивало немецким войскам сухопутный путь в Персию, Индию и Афганистан.

Скоропадский попытался выйти из-под гнёта Центральных держав, усилить своё государство и создать украинскую армию:

— Украина… должна возглавить создание Всероссийской федерации, главной целью которой должно быть восстановление великой России.

Указ был подписан в ноябре 1918 года. Но со вторым переворотом генерал опоздал. Немцы к тому времени проиграли мировую войну и вынуждены были отправить войска в Германию. Гетман бежал из Киева вместе с ними.

Так и закончилось существование Украинской державы. Она продержалась меньше года.

…Богатые украинские земли  всегда были лакомым куском для пресловутой «заграницы». И какие бы сладкие, завораживающие песни она ни пела, в планах у неё во-первых… в-третьих… в-десятых… неизменно присутствовали исключительно собственные стратегические и материальные интересы. И только на двадцатом, может быть, месте вопрос — а чего же там хотят эти назойливые унтерменши?

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

двенадцать − 5 =