Связи России и Китая насчитывают не одно столетие. В последние годы они стали более тесными. Но до сих пор для многих из нас Китай — загадка. Многое может объяснить древняя китайская философия.
Из тьмы веков
Первую полную историю Древнего Китая — «Исторические заметки («Шицзи») — написал историк Сыма Цянь (104-91 гг. до н.э.). Мы знаем, что в Древнем Китае существовали матриархальные и патриархальные общества. Это культура Яньшаю (6 тыс. лет назад) и культура Луньшань (5 тыс. лет назад). Поклонение мужскому и женскому началам, Инь и Ян, их борьба и слияние, пронизывают всю китайскую культуру, начиная с древнейших времен. Постепенно люди совершенствовали каменные орудия и изделия из керамики. К охоте и рыболовству прибавились земледелие и скотоводство.
В Евразии произошла Великая неолитическая революция. Это был крупнейший по времени (около 3 тыс. лет) и по последствиям для всей последующей истории человечества переход от первобытной культуры охотников и собирателей к земледельческому обществу.
Люди приручили животных, окультурили дикие растения, научились производительному труду. Общество разделилось на классы, появились города, возникла письменность…
К тому времени в Китае относятся упоминания о легендарных «Сынах неба». Говорят, что боги спустились с неба на землю Китая. Это были три императора и пять правителей. Упоминаются полулегендарный прародитель всех людей Фуси и «жёлтый император» Хуан-ди. От них и пошёл человеческий род.
Небесные мудрецы правили первыми людьми в «Эпоху Синего солнца». В следующую эпоху, «Эпоху Красного солнца», страной правили уже жители земли — древние китайцы. Одновременно с этими правителями появились земные мудрецы — хранители мудрости. Мы знаем их как древнейших китайских философов.
Постепенно в Китае складывалась письменность, зарождались астрономия и математика, развивались техника и искусства. Но не забывали китайцы и верования архаической древности в духов природы и предков, сохраняли культ героев, а также поклонение Инь и Ян — женскому и мужскому началам.
Правда, понимание божеств изменилось. Теперь они уже не могущественные, зачастую бесплотные духи, а сакральные существа, напоминающие императора и верховных жрецов. Теперь боги и люди совместно поддерживают порядок на земле и на небе — люди приносят жертвы богам, почитают правителя и верховных жрецов. Император связывает земной мир с божественным, следит за выполнением законов. На земле сменяются династии правителей, но, если люди соблюдают законы, мир будет существовать. При этом древняя философия была ещё неотделима от религии и искусства.
Западное и Восточное Чжоу
Легендарная династия Ся (XXI–XVI вв. до н. э.) не оставила письменных источников, но известно, что уже тогда в Китае создавалась армия, вокруг городов возводились стены, был введён уголовный кодекс и выстроены тюрьмы для его нарушителей. Это было первое в истории рабовладельческое государство.
Тогда же китайские учёные создали календарь. Он упорядочил повседневную жизнь и внёс большой вклад в развитие астрономии.
Династию Ся сменила династия Шан-Инь (XVI–XI вв. до н.э.). С этой династии ведёт отсчёт письменная история Китая. Уже тогда в Китае шелководство и шелкоткачество достигли высокого уровня, началась отливка бронзовых сосудов.
О религии китайцев эпохи династии Шан известно сравнительно мало, но сохранилось большое число панцирей черепах и лопаток рогатого скота с гадательными надписями. Эти надписи подтверждают, что у китайцев уже сложились представления о богах. Наверное, это были боги различных племён, и эти племена имели разные тотемы. Нам известны названия некоторых племен: «племя лошади», «племя собаки».
В шанскую эпоху практиковали массовые человеческие жертвоприношения богам, духам природы, героев и предков. В жертву приносили пленных и соплеменников, прогневивших богов.
На рубеже I тысячелетия до н.э. государство Шан было завоевано племенами чжоу, пришедшими с запада. В Китае сложилось Западное Чжоу. Это было не единое государство, а объединение более или менее самостоятельных государств.
Западное Чжоу (XI–VIII вв. до н.э.) достигло больших цивилизационных успехов. Письменную хронику начали вести с 841 года до н.э. Сельское хозяйство процветало, потому что были усовершенствованы орудия труда землепашцев. В результате селекции удалось вывести новые сорта сельскохозяйственных культур. Созданы высокохудожественные предметы искусства, появилась литература. Мудрецы сочиняли трактаты о политике и истории («Книга песен»), благодаря трудам по философии она выделилась в самостоятельный вид творчества.
В начале VIII в. до н.э. правитель Пин-ван перенёс столицу государства дальше на восток. Ему пришлось это сделать из-за частых военных конфликтов с родственными чжоу племенами жунов. Так образовалось государство Восточная Чжоу (770–221гг. до н.э.). На смену рабовладельческому строю приходил феодализм. Китайцы научились выплавлять металл, изготавливать топоры, плуги, другие орудия труда. Тогда же при вспашке земли и уборке урожая начали использовать крупный рогатый скот.
Это время в истории Китая интересно тем, что впервые философия заявила о своём видении мира, а также о путях к счастью всего государства и отдельных людей. Человек начал осознавать себя как личность, индивидуальность. Впрочем, человеческие жертвоприношения ещё практиковались. Богатые захоронения людей знатных и даже людей среднего достатка позволяют делать выводы об устоявшейся в Китае вере в загробную жизнь, в которой человека окружают привычные ему на земле вещи — пища, одежда, инструменты, оружие, косметика, слуги, рабы…
Лао Цзы и Конфуций
Именно в чжоускую эпоху сложились новые религиозно-философские учения — даосизм и конфуцианство.
Основателем учения даосизм считают Лао Цзы (Ли Эр, Ли Боян, Лао Дань). По преданию, он родился в 604 году до н.э., но как историческая личность вызывает сомнения до сих пор.
Основные идеи даосизма таковы: Дао — невидимый вездесущий закон природы. Дао бездействует, порождая всё сущее. Дао вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. Два противоположных начала, Инь и Ян, взаимодействуют в соответствии с Дао. Достигая своего предела, противоположности переходят друг в друга.
Во II в. до н.э. даосизм оформился как школа, получившая название «Путь небесных наставников». Основал эту школу полулегендарный учитель Чжан Лин. А в начале V в. н.э. даосизм стал государственной религией Китая (впоследствии он разделился на несколько направлений и множество сект).
Опираясь на собственное учение о Дао, даосизм выдвинул парадоксальную концепцию наилучшего государственного управления — недеяние. Исходя из этой посылки, правитель ничего не делает, но он прав в своём бездействии, ведь сила Дао наладит все дела максимально правильным способом. Более всего даосизм осуждал войну — умышленное насильственное прерывание жизни множества людей.
Однако самым известным китайским философом стал Конфуций (Кун-цзы; 551–479 гг. до н.э.). Он основал учение, названное его именем. Его слова, мысли и деяния записаны в книгу «Беседы и суждения» («Лунь юй»). Самая главная черта конфуцианства — антропоцентризм.
Конфуция не привлекали проблемы космогонии, он почти не говорил о духах природы и потустороннем мире. Небо он чтил, считая его важнейшей частью природы и высшей духовной силой всего мира. Конфуций призывал к почитанию предков и регулярному совершению положенных им жертвоприношений.
Но более всего Конфуция интересовал человек, его умственный и нравственный облик, а также глубокие этические проблемы, порождаемые этими соответствиями и несоответствиями.
Конфуций впервые явил миру концепцию идеального человека (цзюнь-цзы). Идеальный человек для Конфуция — муж благородный. И благородство это дано человеку не в силу его рождения от благородных людей, а за счёт воспитания в себе высоких нравственных качеств, овладения богатством культуры, накопленным цивилизацией.
Конфуцианство — этическое и политическое учение. В нем рассматриваются принципы воспитания человека и всей огромной страны, управление мыслями и чувствами людей и правителя всего государства. Основные категории учения Конфуция — гуманность («жень») и социальный регламент («ли»).
«Жень» — общий руководящий принцип поведения людей, относящихся к различным группам общества, их социализация. Принцип же таков: все действия людей должны соответствовать их общественному положению. По Конфуцию, «жень» — гуманность, человечность, любовь к людям. «Жень» проявляется как искренность, справедливость, верность.
Разработал Конфуций и понятие «сяо». Это — сыновняя почтительность, уважение к родителям и к более старшим людям. Древнекитайский философ считал «сяо» основой «жень» и других добродетелей человека, основой справедливого управления государством, ведь государство, страна, народ — это большая дружная семья.
Однако главенствующую роль в жизни человека и всего общества Конфуций отводил «ли». Мы назвали бы это понятие этикетом. «Ли» — правила благопристойности, регулирующие поведение людей в различных жизненных ситуациях.
А исходной точкой учения Конфуция о чётком разделении обязанностей в иерархическом обществе, которым уже стал к тому времени Древний Китай, была концепция выпрямления имён (чжен мин). Философ считал, что любую вещь можно исправить, приведя её в соответствие с названием.
Во II в. до н.э. все эти принципы поведения людей стали идеологической основой конфуцианства, а само конфуцианство легло в основу государственной идеологии Древнего Китая.
Моизм и легизм
В V в. до н. э. в Древнем Китае возникло ещё одно учение — моизм, названное по имени его основателя Мо Цзы (Мо Ди; 486–376 гг. до н.э.). Это этико-политическое учение призывало к всеобщей любви, решению всех конфликтов мирными средствами — убеждениями и переговорами.
Моисты были людьми необыкновенными, они проводили в жизнь принципы гуманности, человечности, всеобщего согласия. Их поведение и взгляды поражали современников. Моист отвергал все потребности собственной личности, был готов пожертвовать всем ради блага большинства, достижения справедливости для всех. Моист с радостью жертвовал свою жизнь ради блага руководителя своей философской школы, мог убить единственного горячо любимого сына в наказание за зло, причиненное постороннему.
Ещё одно философское учение Древнего Китая — легизм, возникшее в IV–III вв. до н.э. Легисты большое внимание уделяли политике, а именно — управлению государством. Они считали политику, не совместимой с общечеловеческой гуманной моралью, учили, что главные средства управления — поощрение и наказание, причём наказывать надо как можно чаще. Легисты описали государственное управление как деспотию, где все равны перед законом, за исключением правителя, который в то же время и создатель законов.
Среди деятелей легизма известные древнекитайские философы — Шан Ян, Гуань Чжун, Цзы Чань, Ли Куй, Шэнь Бухай, Хай Фэй. Но уже с III в. до н.э. начался процесс поглощения легизма конфуцианством, и уже в эпоху Хань легизм стал историей древнекитайской философии. А конфуцианство и даосизм существуют до сих пор, причём не только в Китае.
* * *
Идеи Конфуция и других древнекитайских философов давно узнали в Европе. Эти идеи вдохновляли французских просветителей-энциклопедистов XVIII века.
Интересовалась китайской философией и русская императрица Екатерина Великая. При ней в придворную моду вошёл стиль «шинуазри» («китайщина») — подражание внешним формам декоративной китайской культуры.
Отклики древнекитайской Философии нетрудно найти в европейской философии XVIII–XIX веков, в европейском и американском искусстве ХХ века.
Всё это ещё раз подтверждает: гуманитарное знание, в отличие от политики, связывает народы в единое человечество.
Литература
Культурология: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2002
Лучшие рефераты по культурологии: сборник. Ростов-на-Дону, 2002
На фото вверху: Санкт-Петербург. Петровская набережная. Статуи мифических китайских существ Ши-Цза, приносящие удачу (Манчжурия, начало ХХ века. Доставлены в Санкт-Петербург генералом от инфантерии Н.И. Гродековым в 1907 году)
Автор снимка: Юрий Горный