Если вы не любите велосипед и никогда на нём не ездили, мне вас искренне жаль. Вот уже свыше двух столетий это чудо изобретательской мысли дарит радость миллиардам людей.
Первый раз я упал с велосипеда, когда мне было пять лет. Мчал во весь опор, завернув голову назад, и не заметил, как переднее колесо моего трёхколесного конька-горбунка угодило в яму. Я перелетел через руль и боднул подбородком мирно лежавший на земле камень.
Кровь брызнула фонтаном. От ужаса я завопил благим матом. Но тут же осёкся — боль была такая, что вмиг спёрло дыхание, и я чуть не задохнулся. Дед мгновенно схватил меня в одну руку, в другую — мой велосипедик и побежал с нами в поликлинику. Там мне сделали укол, промыли и зашили рану…
Потом я падал с велосипеда много раз, но тот случай запомнил навсегда. Да я и рад был бы его забыть, но не даёт маленький шрам, на всю жизнь оставшийся на подбородке. В общем, когда мне попался рассказ Марка Твена «Укрощение велосипеда», я смеялся не просто так, а со знанием дела.
И таких знатоков пруд пруди. Не случайно в 2005 году англичане назвали велосипед самым крупным изобретением XIX века. Тоже, видать, судили со знанием дела. И это несмотря на то, что в том же столетии были изобретены автомобиль, кино, радио, спички, стетоскоп, телефон, фотография, швейная машинка и множество других замечательных вещей.
Первый двухколёсный велосипед в 1817 году создал Карл Дрез, лесничий из Баварии. И сделал он это не от хорошей жизни. Наполеоновские подвиги дорого обошлись Европе, да вдобавок несколько лет подряд неурожай. Овёс вздорожал, а мотаться по лесным дорогам и тропам на своих двоих несладко.
Правда, устройство Дреза лишь отдалённо походило на наши велосипеды. Это был скорее самокат, потому что, сидя на этой штуке верхом, надо было ногами отталкиваться от земли. Но даже на такой несовершенной конструкции её создатель сумел доехать из Мангейма в Рейнау — а это 7 км — всего за час, в четыре раза быстрее почтовой кареты! Так был установлен первый в истории мировой рекорд езды на велосипеде.
Но недаром говорят, что нет пророка в своём отечестве. Вскоре новинка Дреза вошла в моду в Британии. Там её прозвали dendyhorse («лошадь для денди»). На «дендихорсах» даже устраивали соревнования. Но вовсе не на скорость, а на то кто изящнее отталкивается ногами от земли.
В 1839 году шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан догадался добавить к изобретению Дреза педали, вращающие заднее колесо. Его велосипед был сделан из дерева, но имел металлические колёса и весил 34 кг. Он сам разъезжал на своём сооружении, в том числе и в соседний Дамфриз, а это было в 22,5 км от его родного Коуртхилла.
Долгое время велосипеды делали из дерева, но в 1869 году француз Пьер Мишо впервые изготовил металлическую раму, он же первым начал производить велосипеды на продажу.
В 1870-м англичанин Лоусон соединил педали с задним колесом цепной передачей.
В 1888 году Джон Данлоп, опять-таки шотландец, снабдил велосипедные колёса каучуковыми шинами. А в 1889-м, появились педальный и ручной тормоза и механизм свободного хода.
Долгое время изобретатели пытались найти оптимальный вариант для размера переднего колеса. Нетрудно догадаться, что если сделать переднее побольше, как скорость передвижения увеличится. Так, в частности, родились penny-farthing (фартинг — ¼ пенни), которые ещё называли «пауками». На них можно было гонять со скоростью до 30 км/ч. Но в итоге все подобные конструкции остались только в цирке. Стóило наехать большим передним колесом на камень или выбоину в дороге, и тебя с верхотуры сбрасывало на землю.
Обратите внимание, человечеству понадобился почти целый век, чтобы превратить изобретение Карла фон Дреза в современный массовый велосипед. Каким неспешным было XIX столетие по сравнению с нашим временем!
Сейчас, по данным ВЦИОМ, умеют ездить на велосипеде 86 процентов россиян, причём свыше половины хотя бы несколько раз садились в седло. Наверняка велосипедистов стало бы гораздо больше, будь у нас в крупных городах разветвлённая сеть велодорожек да и воздух почище. Ведь велосипед — не только удобный способ передвижения, но и очень полезен для здоровья. Во всяком случае, мой друг кандидат технических наук Виктор Васильевич Салов, которому уже 92 года, до сих пор ездит на своём любимом велосипеде…
Одни специалисты насчитывают 20 факторов пользы велопрогулок, другие — 25, а третьи — свыше 30. Назову лишь 10 самых главных:
— улучшение системы кровообращения, а, значит, снижение риска сердечно-сосудистых заболеваний;
— укрепление иммунной системы, снижение риска онкологических заболеваний, диабета, депрессивных состояний;
— развитие мышечной массы ног и дыхательной системы;
— повышение выносливости;
— улучшение сна;
— снижение лишнего веса;
— укрепление зрения (при поездке взгляд постоянно перемещается от ближних объектов к дальним и обратно);
— развитие реакции;
— ощущение большей свободы, независимости;
— при коллективных поездках — укрепление отношений в семье, с друзьями.
Правда, всё это и многое другое возможно только при четырёх «если»:
— если велосипед вам не противопоказан по состоянию здоровья;
— если вы держитесь подальше от крупных загазованных автомагистралей;
— если вы не мешаете пешеходам;
— если вы ездите в удовольствие и не доводите себя до изнеможения во имя того, чтобы доказать себе и окружающим, что вы ещё крепки, как огурец.
Post Scriptum
— слово «велосипед» в переводе с латинского — «быстрые ноги». В русский язык оно перекочевало из французского в 1850-х годах. Но в Московском царстве ещё в XVII веке встречались люди по фамилии Велосипедов. Специалисты предполагают, что и наши предки испытывали пиетет перед латынью, а потому какие-то Бегуновы или Быстролётовы решили окрестить себя на научный лад.