Это самый распространённый в мире музыкальный инструмент. Подозреваю, главная причина в том, что многие считают, будто научиться играть на гитаре легче всего. Но на самом деле не играть — тренькать.
йших музыкальных инструментов, изобретённых людьми. Как писала Надежда Тэффи, «звук струнный — это почти первая музыкальная радость человечества». «Почти» потому, что старше гитары были ударные (прообраз современного барабана) и флейта.
В это трудно поверить, но далёкие предки нынешней всем нам знакомой гитары существовали ещё во II тысячелетии до н.э. Киннор (что-то среднее между арфой и гитарой) упоминается в Библии, а изображения этого инструмента археологи увидели на глиняных табличках в Месопотамии. В Древнем Египте и Древней Индии тоже играли на похожих инструментах, но египтяне называли их набла, нефер и цитра, а индийцы — вина и ситар.
Нам — по крайней мере, по названию — знакома домбра, самую старую из них откопали на территории древнего Хорезма, а, кроме того — кифара, которая услаждала слух древних греков и чуть менее древних римлян.
Конечно, нашу гитару роднит со всеми этими античностями преимущественно то, что она тоже щипковый инструмент. Однако с веками далёкие предки гитары всё больше становились похожими на то, что мы хорошо знаем и любим. У них появился корпус (из черепашьего панциря, высушенной тыквы или выдолбленного дерева), а также длинный гриф со струнами. В частности, в Китае III-IV веков возникли жуань и юэцинь, имевшие корпус из куска дерева, а также верхнюю и нижнюю деки. А уже около VI века в матушке Европе родились на свет Божий латинская и мавританская гитары.
Про свет Божий — не для красного словца. Те первые европейские гитары были приняты католической церковью. Во всяком случае, их изображения встречаются и в Утрехтской псалтыри, и в Штутгартской. Правда, назывались те инструменты ещё ситарами, и в этом латинском слове cithara нетрудно было угадать греческое «кифара». Однако в Средние века — что, кстати, вовсе не означало, будто они были средненькими, как нам зачастую преподносили их на школьных уроках, — былая cithara постепенно обрела новое звучание, более близкое нашему уху: «китара». Уже почти «гитара».
Родиной гитары в современном её понимании стала Испания. Историки объясняют этот факт арабским завоеванием Пиренейского полуострова. Отсюда и мавританская гитара.
Как бы там ни было, а в XVIII веке испанские гитары стали шестиструнными и популярными не только в Испании, но также в Италии. Впрочем, по-другому и быть не могло. Сами посудите, как ещё объясниться девушке в любви да так, чтобы она тебе поверила, если не спеть под её окном серенаду под аккомпанемент сладкозвучной гитары?..
Ну, а то, что было мило Испании и в особенности Италии, задолго до Франции игравшей роль законодательницы всех мод, то быстро стало мило всей Европе. Так гитара отправилась покорять сердца одной страны за другой и очень скоро прибыла в Россию.
Россияне были без ума от гитары. Какое празднество или загул без цыган, от чьих гитар замирает сердце! Какой романс без гитары, тоскующей от любви!..
В предыдущие века в России была популярна семиструнная гитара, она даже получила название «русской». Но теперь у нас в стране наиболее популярна шестиструнная, классическая, гитара. На ней аккомпанировали себе кумиры бардовской песни, на ней исполняют классическую музыку виртуозы.
Сейчас в мире каких гитар только не встретишь! Акустическая, резонаторная, электрогитара, фолк-гитара, арктоп, дредноут (вестерн), гитара-кроссовер, джамбо, двенадцатиструнная гитара, даже цыганская джазовая гитара… Есть гитары маленькие, детские и такие большие, что за ними почти не видно исполнителя. Есть дешёвые, из фанеры, для начинающих и любителей, а есть и дорогущие — по 40-50 тысяч долларов.
Ну и, само собой, самые дорогие гитары — принадлежавшие королям поп-музыки. Так, белая гитара Jimi Hendrix`s 1968 Fender Stratocaster, та самая, с которой Джимми Хендрикс выступал на знаменитом Вудстокском фестивале 1969 года, ушла с молотка за 2 миллиона долларов. И это был ещё не самый дорогостоящий экземпляр.
…Рассказывая об истории гитары, не могу удержаться, чтобы не помянуть и себя любимого.
Я никогда никому не завидовал — ни богатым, ни карьерно успешным. Только тем, кто может танцевать, рисовать и чьи руки умеют извлекать мелодию «из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил».
— Хочешь, научу? — предлагал мне друг моей юности, бренчавший на гитаре с уверенностью большого мастера.
В ответ я только вздыхал. Что толку позориться? Мне, несчастному, с рождения не просто медведь на ухо наступил, через моё ухо прошла медвежья тропа.
Post Scriptum
— Все знают Никколо Паганини как виртуозного скрипача. Но маэстро Паганини не менее виртуозно играл и на гитаре. Более того, он писал музыку для исполнения на гитаре и на гитаре со скрипкой.
— В России первое пособие «Школа для семиструнной гитары» Игнатия фон Гельда и Семёна Аксёнова было издано в 1802 году.