Как я вошёл в XXI век, и что из этого вышло

Александр Пестун
Апрель24/ 2023

Даже от самой хорошей идеи до её признания путь долгий. Но успешным он становится только в том случае, если встречаются умные, отзывчивые люди…

В феврале прошлого года в издательстве «Петербург – XXI век» вышла в свет моя книга «Остров Пасхи. Миражи в тумане Тайны». А началась она с переписки с преподобным отцом Франциско Нахое, внуком Уильяма Меллоя, известного исследователя острова Пасхи, который внёс неоценимый вклад в восстановление культурного наследия этого острова.

Впрочем, самый первый шаг на пути к книге я сделал ещё подростком. Мы жили в небольшой белорусской деревне, где отец работал директором школы-восьмилетки. И у нас в доме хранились выписываемые на школу журналы «Знание–сила». В одном из них я и наткнулся на статью о моаи — изваяниях острова Пасхи, этих огромных гордо запрокинутых каменных головах, торчащих из земли и с тоской смотрящих пустыми глазницами куда-то в небо — неужели вслед улетевшим скульпторам-создателям?

 

Как всё завязалось

В 1972 году я с отличием окончил Сватковскую среднюю школу Мядельского района Минской области. В том же году поступил в Ленинградский кораблестроительный институт, а с 5 мая 1978 года начал работать на знаменитых питерских Адмиралтейских верфях.

Работа была интересная, и было её много, но время от времени настигали детские впечатления, навеянные журнальной статьёй о загадочных изваяниях. И главное — загадка: как добирались эти гиганты из каменоломни до своего места?

И вот под конец 1983 года мне удалось теоретически сформулировать способ перемещения вертикально стоящих изваяний острова Пасхи. Как мне представлялось, островитяне сначала наклоняли моаи набок, а затем начинали отклонять назад. В результате статуя, после отрыва основания от поверхности дороги, становилась на «пятку» и начинала разворачиваться вперёд под действием собственной силы тяжести, то есть делала шаг. Повторяя поочередно эту операцию с каждого бока, идола заставляли «шагать», а со стороны казалось, что он идёт сам.

Моё решение принципиально отличалось от всех известных на тот момент способов транспортировки этих мегалитических чудищ. Наконец, раскрыта тайна «хождения» моаи острова Пасхи! Конечно же, эту новость надо срочно сообщить всему миру! Но сев за написание статьи, я быстро понял, что затея моя не так проста — без сведущего помощника у меня ничего не получается.

И тут я вспомнил… Когда-то в нашей комнате студенческого общежития был телевизор, и к нам постоянно заглядывали многочисленные друзья, в том числе Рустем Валеев. Уже с тех времен Рустем набирал опыт литературного творчества в жанре фантастики, хотя нигде не печатался. После окончания института мы оба остались в Ленинграде. Он снимал комнату где-то ближе к центру, а я занимал комнатушку в рабочем общежитии Адмиралтейских верфей. Телефонов у нас в те времена не было, поэтому приходилось навещать друг друга наобум и иногда возвращаться ни с чем.

Что ж, хватаю пальто и бегу, на ночь глядя, к Рустему.

Рустем вспоминает: «Вообще-то я собирался пройтись по свежему воздуху до ближайшего кафе… Но тут явился припорошённый свежим снежком Александр Пестун и заявил, что костылями из брёвен на забытом Богом острове на другой стороне планеты никто не пользовался, а дело, похоже, было так… И с помощью первой попавшейся продолговатой коробки и четырёх ниточек показал, как это делается. А потом признался, что, как Менделеев свою таблицу, накануне во сне увидел моаи, самостоятельно шагающих вперёд наподобие гигантского пингвина, — точь-в-точь как упорно уверяют местные легенды».

Потом я десятки часов просиживал в читальном зале Публички — рисовал схемы, делал расчёты, писал пояснительные тексты…

Шли годы, мы с Рустемом въехали в однокомнатные квартиры, я женился, а опубликовать новейшие версии того, как спускали моаи из каменоломен, как они «ходили», как поднимали на их головы огромные каменные «шляпы», несмотря на все мои старания, не получалось.

И только 24 мая 1986 года в ленинградской газете «Смена», после моего отчаянного письма в редакцию с комментариями на публикацию об эксперименте Павла Павела из чешского города Страконицы, впервые были опубликованы тезисы моей версии. Статья журналиста Аркадия Соснова «Великаны шли сами» заняла весь «подвал» второй страницы!

Правда, статья появилась не сразу. Благодаря стараниям Соснова мне удалось сделать сжатый доклад в Институте этнографии имени Миклухо-Маклая АН СССР, причём в присутствии директора института Рудольфа Фердинандовича Итса и нескольких его сотрудников. И доклад мой был одобрен.

Незадолго до этого с помощью Рустема я встретился с Александром Кондратовым, автором книги «Безмолвные стражи тайн (Загадки острова Пасхи)» и обстоятельно рассказал о своих идеях и версиях. Он отнёсся к моему рассказу серьёзно и пообещал замолвить словечко в Географическом обществе.

И тут, как говорится, пошло-поехало. Вскоре состоялся мой доклад на заседании Восточной комиссии РГО, который был рекомендован к печати в сборнике Российской АН «Страны и народы Востока», где и появился в 2002 году. Прошли публикации и в ряде периодических изданий.

 

Первая встреча

В 1990-е интерес к острову Пасхи резко упал, всем в России было не до того. Но тут по миру прокатилось известие об эксперименте с пятитонной моделью моаи высотой три метра. Этот эксперимент провели два американца — Карл Липо, профессор археологии Калифорнийского госуниверситета в Лонг-Бич, и Терри Хант, профессор антропологии Гавайского университета.

 

 

Эта новость докатилась и до нас.

Первой реакцией стала крайне эмоциональная статья Рустема, с которой я категорически не согласился. Да и перспектив её публикации не было. И мы решили написать книгу. Но когда в 2015-м мне пришла в голову новая идея — «шагания» моаи на ходулях, а затем «вознесения» на их головы огромных каменных цилиндрических шляп, — возникли разногласия, и на нашем совместном творческом пути образовалась развилка.

Впрочем, предыдущие годы не прошли для меня даром — я поднабрался кое-какого литературного опыта. И начал искать издательство.

Один телефонный звонок, другой… Безрезультатно. И вдруг — приятный, заинтересованный голос, сразу чувствовалось, что собеседник не из тех, кто за ваши деньги готов исполнить любой каприз. Да и название издательства — «Петербург – XXI век» — импонировало. Короче, тут же выслал рукопись на рассмотрение.

Вскоре состоялась первая встреча с редактором Григорием Иоффе во Дворце культуры им. Горького, где находилось издательство.

Поздний вечер. Подхожу к входу и с волнением тяну на себя тяжёлую дверь. Лет 30 назад я выступал на здешней сцене в программе творческого вечера «Это вы можете» — рассказывал об острове Пасхи, его изваяниях и вместе с Рустемом даже демонстрировал на увесистой модели моаи способ их хождения. Я выступал в первом отделении, а во втором — Константин Райкин…

И вот передо мной седовласый с аккуратной бородкой интеллигентный мужчина. Взгляд цепкий, проницательный, вдумчивый. Чувствовалось, что человек с большим жизненным опытом.

К моему удивлению, наши отношения заладились, можно сказать, с первых слов. Возникло творческое взаимопонимание, которое никогда уже не прерывалось. После непродолжительного обсуждения проекта был заключён договор на издание книги. Работа закипела, и в следующем, 2016, году я уже держал в руках свою первую книгу — «Моаи острова Пасхи. Инженерные решения древних загадок».

Работа над подготовкой издания оказалась очень увлекательной, даже захватывающей. Казалось, что она принесла больше удовлетворения, чем написание текста. Особенно впечатлило совместное творчество с художником редакции Алексеем Портновым. Концепцию обложки я создал сам, но после её оформления Алексеем она, образно говоря, засияла.

 

Что было дальше

Я продолжал работать над темой, и в 2017-м в том же издательстве вышла ещё одна моя книга — «Остров Пасхи. Люди, Камни, Солнце». И опять работа с издательством принесла мне огромное удовольствие.

Но вот уж правду говорят: пути Господни неисповедимы. Спустя ещё три года на мой электронный адрес пришло письмо из Калифорнии — от Франциско Нахое, францисканского священника, преподающего риторику и философию на мусульманском факультете университета в Беркли:

«Уважаемый инженер Пестун. Я рапануец, но живу в Калифорнии. Я узнал про Вашу гипотезу о перемещении моаи много лет назад, когда прочитал небольшую статью, которую чешский инженер Павел Павел опубликовал в журнале Rapa Nui Journal. Недавно я решил прочитать всё это ещё раз в свете теории Ханта и Липо, проверенной National Geographic на Гавайях…».

Так началась новейшая история моих исследований, связанных с далёкими маои.

А совсем недавно я получил сертификат от библиотеки им. Уильяма Меллоя на острове Пасхи о передаче им в дар моей книги «Остров Пасхи. Миражи в тумане Тайны», началась переписка с Павлом Павелом — мы с ним обменялись электронными версиями своих книг, — удалось разузнать электронные адреса Карла Липо и Терри Ханта.

Похоже, история будет иметь продолжение…

 


Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

4 × 2 =