Эрмитаж на Урале

Недавно я попала из мира Петербурга в мир Екатеринбурга. По приглашению уральского Музея изобразительных искусств читала лекции о России XVIII века.

Рассказывала о Ништадтском мире, о Тайцах и Сиворицах — усадьбе Демидовых под Петербургом. Однако и сама узнала немало нового, даже поразительного в этом далёком городе, который в нынешнем году отмечает своё 300-летие.

Начну  с того, что лекцию о победоносном для России окончании Северной войны со Швецией, увенчавшуюся Ништадтским миром, я читала… в Государственном Эрмитаже, точнее — в его уральском филиале, располагающемся в екатеринбургском Музее изобразительных искусств.

 

Мы привыкли, что Пётр Великий — основатель Петербурга. Но в действительности он основал более десяти городов, в том числе Екатеринбург, который сегодня является одним из крупнейших экономических и культурных центров, четвёртым в России по числу жителей.

Неизвестный художник ХVIII века. Портрет Петра Великого

 

Впрочем, если быть точной, город на берегах Исети по приказу Петра был основан Василием Татищевым (1686-1750) и Георгом Вильгельмом де Геннином (1676-1750). Оба — сподвижники и друзья царя Петра I в деле изучения новых земель и разведки природных российских богатств.

Имя уральскому городу дал Василий Татищев. Дескать, Санкт-Петербург — в честь апостола Святого Петра, а Екатеринбург — в честь Святой Екатерины, потому как новую супругу государя при крещении в православие назвали Екатериной Алексеевной.

Уже в следующем году после основания Екатеринбурга Пётр, провозглашённый в 1721-м, после подписания Ништадтского мира,императором, короновал супругу свою императрицей Всероссийской. Имя Екатерина стало родовым в Доме Романовых ещё со времён царя Алексея Михайловича (1629-1676), отца Петра I. Таким образом, современная столица Урала имеет двух сакральных покровительниц — Святую Екатерину и первую русскую императрицу Екатерину I.

Петербург и Екатеринбург связывает фамилия ещё одного славного рода, оставившего добрую память в истории промышленности и культуры России. Это — род Демидовых.

Их предок, пришедший в Тулу, звался Демид Григорьев Антуфьев. Сын его Никита взял фамилию Демидов, на которую сыновья его в 1726 году получили дворянские патенты за подписью императрицы Екатерины I, вдовы Петра I.

Демидовы осваивали богатства Урала и Сибири, но они же участвовали и в возведении Петербурга. Никита Демидов был так близок к царской чете, что на рождение царевича Петра Петровича (1715-1719) подарил счастливым родителям 100 тысяч золотых рублей.

При дочери Петра I Елизавете на уральских заводах Демидовых отливали чугунные ребра для купола Смольного собора в Санкт-Петербурге. Он и сейчас стоит на месте небольшого дворца царя Петра рядом со Смольным дворцом, унаследованным Елизаветой Петровной.

В столице Российской империи у Демидовых была усадьба и особняки. Уже в XVIII веке недалеко от Гостиного двора архитектор Савва Чевакинский построил двухэтажную усадьбу, окружённую яблоневым садом. В этот сад ведет чугунная лестница, детали которой, вероятно, отлиты на заводе Касли, принадлежавшем Демидовым.

В 1836 году архитектор Огюст Монферран перестроил для Павла Николаевича Демидова и его супруги Авроры Карловны дом №43 на Большой Морской улице близ строящегося Исаакиевского собора и императорского Эрмитажа. Впервые зал, отделанный уральским малахитом, появился именно в особняке Демидова в Петербурге, а уж позднее в Зимнем дворце.

В 1770-е годы под Петербургом, недалеко от Гатчинского императорского дворца, для Александра и Петра Демидовых были построены усадьбы Тайцы и Сиворицы. Их возвёл архитектор Иван Старов, ученик Саввы Чевакинского. Иван Старов был женат на Наталье Григорьевне, сестре Александра, Петра, Павла Демидовых.

Трагедия последнего российского императора и его семьи, произошедшая в 1918 году в доме Ипатьева, кровавыми узами связала бывший императорский Петербург и Екатеринбург.

А вот  ещё одна связь: в 1924 году оба города получили новые названия. Один стал Ленинградом, в память о первом главе Советского правительства, другой — Свердловском, в память о первом главе ВЦИК, высшего законодательного, распорядительного и контролирующего органа советской власти.

И ещё одно — в данном случае мистическое — совпадение. Перекличка через столетие дат жизни и смерти Петра Великого (1672-1725) и Владимира Ленина (1870-1924). Оба жили в разные эпохи, но сумели направить Россию по совершенно новому пути…

Когда началась Великая Отечественная война, Эрмитаж, благодаря усилиям своего директора Иосифа Орбели (1887-1961), успел отправить в эвакуацию два эшелона с сокровищами крупнейшего музея страны. Третий эшелон остался в заблокированном нацистами городе, и эти драгоценности вернулись в эрмитажные подвалы.

А первые два эшелона благополучно добрались до Свердловска. Там ценности размещал Владимир Левинсон-Лессинг, непосредственно руководивший эвакуацией эрмитажных коллекций. Основная часть попала в здание по адресу: улица Вайнера, 11, но некоторые ящики хранились в подвале дома Ипатьева, в том самом месте, где погиб Николай II, потомок Петра Великого в седьмом колене.

В 1991 году тайно захороненные останки Николая II, его супруги, детей, слуг обнаружены, подлинность их установлена. 17 июля 1998 года, через 80 лет после расстрела, останки царственных мучеников захоронили в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, близ могил основателя города и его второй супруги.

Дом, в подвале которого оборвалась жизнь пятидесятилетнего императора и его близких, был снесен в 1977 году в 60-летний юбилей Октябрьской революции.

В 2003 году в Екатеринбурге на месте снесённого дома Ипатьева по проекту Григория Мазаева возведён белокаменный собор. Этот православный храм-памятник в русско-византийском стиле — главный центр памяти святых-страстотерпцев Николая II и его семьи, канонизированных в самом конце ХХ века.

Здание на екатеринбургской улице Вайнера, 11, тоже было перестроено. Изначально это был дом купца Бардыгина, построенный в 1912 году архитектором Константином Бабыкиным в господствовавшем тогда стиле модерн.Позднее, с 1988-го, здесь располагалась Свердловская картинная галерея. Филиалом Государственного Эрмитажа в столице Урала это здание стало в июле 2021 года, к 80-летию прибытия из Ленинграда первого эшелона с эрмитажными сокровищами.

Здесь, в обновлённом здании, видно сходство с Главным Штабом — первым филиалом Эрмитажа в Петербурге. Эрмитажные экспозиции размещены на трёх этажах здания, стоящего уже второй век. Этажи связаны современными лифтами.В мансарде музея воссоздана обстановка, в которой жили и работали эвакуированные в Свердловск сотрудники Эрмитажа.

На втором этаже можно ознакомиться с постоянными экспозициями — «Искусство античного мира» и «Западноевропейское искусство ХV— начала ХХ века».

Первый этаж отдан под временные выставки. Сейчас там развёрнута экспозиция «Петербургская панорама», 170 экспонатов которой повествуют о 320-летнем бытии Петербурга. Конечно, это, прежде всего, образы царя Петра I работы неизвестного художника и известных мастеров. В 1744 году скульптор Карло Растрелли создал два больших чеканных портрета монарха и его наследницы императрицы Елизаветы.

 

Портреты Петра I и его дочери Елизаветы работы Карло Растрелли. Чеканка по металлу. 1744 год

 

Здесь же представлены комнаты знаменитого Ледяного дома, последней забавы императрицы Анны Иоанновны, племянницы Петра I. Надев корону Российской империи, Анна вернула Петербургу статус столицы. В нынешнем году исполняется 330 лет со дня рождения Анны Иоанновны (1693-1740).

Привлекательный образ царя Петра создал скульптор Александр Опекушин. «Здесь будет город заложён…», — восклицает 30-летний царь и энергичным жестом указывает на эту землю у себя под ногами.

 

Александр Опекушин. Пётр I. Россия. Санкт-Петербург. 1872 год

 

Уменьшенную модель в бронзе лучшего творения Михаила Микешина —памятника Екатерины Великой —на этой выставке можно рассмотреть во всех деталях. Тут же представлены планы и виды Петербурга работы мастеров ХVIII и последующих веков.

 

Матвей Чижов (1838-1916). Модель памятника императрице Екатерине II перед Александринским театром. Россия. Санкт-Петербург. Бронза, мрамор, гранит. 1873 год. По оригиналу Михаила Микешина (1835-1896)

 

Мне остаётся добавить, что в ноябре нынешнего года, к 300-летию Екатеринбурга, в Эрмитаже на Урале откроется выставка, посвящённая любимой супруге Петра Великого, первой русской императрице Екатерине Алексеевне. И если у кого-то будет возможность в это время побывать в столице Урала, советую заглянуть в местные эрмитажные залы. Не прогадаете.

 

Бюст Петра I. Скульптор Мари-Анн Колло, в замужестве Фальконе (1748-1821). Золочёная бронза. Франция. Конец ХVIII века

 

На снимке вверху: картина Ивана Тонкова (Танкова). Усадьба Петра Григорьевича Демидова в Сиворицах под Петербургом. Екатеринбург. Музей изобразительных искусств. 1790-е годы

 

Фото автора


Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

14 − четыре =