Откуда что взялось? Барометр — 214 кило на голове

Нас окружает множество приборов, от которых зависит не только наш комфорт, но и сама жизнь. Барометр именно такой. Он прогнозирует не одну лишь погоду.

Аркадий Райкин жаловался:

— Чем дальше с возрастом, тем больше ощущаю своё единение с природой. Стóит там давлению упасть, как у меня тут же подскакивает.

Всенародно любимый артист в пожилом возрасте страдал от гипертонии.

Однако давление атмосферы ощущают не одни лишь пожилые и метеозависимые люди. Такое случается и с молодыми, вполне здоровыми. Вспомните незабвенного Остапа Бендера.

— На каждого гражданина давит столб воздуха силою в 214 кило, — сокрушался великий комбинатор. — И мне это стало с недавнего времени тяжело… Давит круглые сутки, в особенности по ночам.

Великий комбинатор утверждал, что 214 кило — это «научно-медицинский факт».

А первым по-научному задумался на данную тему ещё Галилео Галилей. Но не сумел разгадать, как измерить величину давления атмосферы. То, что не покорилось учителю, открылось его ученику — Эванджелиста Торричелли, итальянскому математику и физику.

В 1643 году он рассчитал, что если взять два столба — водяной и ртутный, — то давление первого высотой 10 метров будет таким же, как у второго высотой 760 миллиметров. Потом учёный заполнил ртутью метровой высоты стеклянную трубку с запаянным дном и, заткнув пальцем открытый конец, погрузил её в чашу с ртутью.

«Когда Торричелли убрал палец, — пишет знаменитый Айзек Азимов в книге «Язык науки», — небольшая часть ртути перешла в чашу, и столб ртути установился примерно на высоте 760 мм над уровнем ртути в чаше. Давление воздуха поддерживало высоту столба; над ртутью в трубке был вакуум (vacuum) — пустота».

Эксперимент отличался красотой и точностью. Более того, в ходе этого эксперимента впервые в человеческой истории удалось получить вакуум.

Исследования Торричелли продолжил француз Блез Паскаль. Он взял ртутную трубку своего предшественника и отправился в горы. И чем выше поднимался Паскаль, тем ниже опускался ртутный столбик Торричелли. Ничего удивительного, ведь в горах атмосферный слой уменьшается.

История — дама не всегда логичная. Вакуум остался в её анналах под именем «торричеллиевой пустоты», а вот прибор, который создал Торричелли, получил наименование от двух греческих слов: baros — «тяжесть» и metreo — «измеряю». Так и вошло во все языки новое слово — «барометр».

И ещё одна странность. В соответствии с международной метрической системой, атмосферное давление должно измеряться в гектопаскалях. Но оно не измеряется даже в барах. Исключительно — в миллиметрах ртутного столба, причём даже в тех случаях, когда никакого ртутного столба нет.

Да-да, если у вас дома имеется барометр, в нём нет ртути. Ваш барометр работает по другому принципу — атмосферное давление  в нём определяется по уровню деформации крохотной гофрированной корбочки с разрежённым воздухом. Когда давление растёт, контейнер чуть-чуть сжимается, а когда снижается — наоборот, распрямляется. Эти колебания и отражает стрелка домашнего барометра.

Без ртути барометр, конечно, меньше в размерах. Но и точность измерения в нём меньше. Для метеозависимых людей этого вполне достаточно. Однако у всех, кому необходимо знать точные показатели, и прежде всего, конечно, у синоптиков и метеорологов, барометры — ртутные.

Тем не менее, как все мы знаем, слишком часто даже благодаря такому сверхточному прибору эти специалисты не могут точно предсказать, будет завтра дождь или не будет.

 

Post Scriptum

— Первичный эталон единицы давления для области абсолютного давления находится в Петербурге, во Всероссийском НИИ метрологии им. Д.И. Менделеева, который, впрочем, в народе больше известен как Главная палата мер и весов.

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

двадцать − 13 =