Радио обладает крайне полезным свойством, отличающим его от всех СМИ, кроме прессы. Оно даёт звук, а всё остальное — людей и события — слушатель должен вообразить. Как? Творчески.
Это одно из наиболее важных изобретений ХХ века. Радио во многом предопределило не только развитие новых технологий, но также образ жизни миллиардов людей на планете Земля. И нет ничего удивительного, что многие страны по сей день отстаивают свой приоритет в этом выдающемся свершении.
В США отцом радио считают Томаса Эдисона (1875), Дэвида Хьюза (1878) и Николу Теслу (1891), в Германии — Генриха Герца (1888), в Белоруссии — Якова Наркевича-Иодко (1890), во Франции — Эдуарда Бранли (1890), в Бразилии — Ланделя де Муру (1894), в Британии — Оливера Лоджа (1894), в Индии — Джагадиша Чандру Боше (1895), в Италии — Гульермо Маркони (1895).
Но мы-то знаем, что все эти замечательные изобретатели только приблизились к величайшему открытию, а на самом деле отцом радио по праву должен считаться наш Александр Степанович Попов.
7 мая (н. ст.) 1895 года Попов выступил на заседании Русского физико-химического общества с лекцией «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям», после чего с успехом продемонстрировал свой прибор который передавал сигналы на расстоянии. Этот чудо-прибор его создатель назвал «родоначальником всех приёмных приборов искровой беспроволочной телеграфии».
После этого не прошло и года, как Александр Попов, находясь на Васильевском острове в университетском кабинете физики, впервые в мире получил радиограмму. Она содержала лишь два слова: «Генрих Герц»…
Так почему же в том, кто является отцом радио, такая путаница? Причин несколько.
Во-первых, последнее десятилетие XIX века стало золотым в истории изобретательства. Именно в те годы появились автомобиль, двигатель внутреннего сгорания и дизельный двигатель, кинематограф, рентгеновское излучение, были открыты радиоактивность, электрон. И это лишь очень-очень краткий перечень. Однако и он свидетельствует, что изобретения делались часто и зачастую, как нетрудно догадаться, очень схожие в разных странах.
Во-вторых, Александр Попов работал в Морском ведомстве, а там справедливо полагали, что такие работы имеют большую государственную значимость и не следует торопиться с разглашением их результатов.
Ну, и, в-третьих, сам Александр Степанович не считал столь уж важным получать на достигнутое патент или, как тогда говорили, привилегию. Попов слыл человеком застенчивым и непрактичным, а попросту сказать — типичным интеллигентом. Недаром многие за глаза называли его идеалистом.
При царизме радио находилось на службе у военных ведомств, а при советской власти оно сразу было поставлено на службу пропагандистскую. В Москве уже летом 1921 года на улицах установили шесть громкоговорителей, из которых звучала устная радиогазета, а в Ленинграде они появились в декабре 1924-го. Спустя ещё три года радио в виде «чёрных тарелок» пришло в жилые дома.
Но на одной лишь голой пропаганде далеко не уедешь, и со временем работа советского радио становилась всё более разнообразной, а главное — по-настоящему интересной. У микрофона выступали популярные эстрадные и оперные певцы, артисты, писатели, звучали стихи и рассказы русских классиков, радиоспектакли, передачи для детей…
Во время Великой Отечественной войны вся страна с замиранием сердца слушала по радио сообщения «От советского информбюро», которые читал диктор Юрий Левитан. А в блокированном Ленинграде по городскому радио Ольга Берггольц читала свои новые блокадные стихи горожанам, лежащим в комнатах-склепах.
Люди старшего поколения хорошо помнят радиопередачи их детства и юности — «В стране литературных героев», «Радионяня», «Производственная гимнастика», «В рабочий полдень», «Полевая почта», по воскресеньям непременное «С добрым утром!»…
А репортажи с футбольных матчей! Вадим Синявский, Ян Спарре, Виктор Набутов, Николай Озеров — их голоса все советские болельщики узнавали безошибочно. Каждого футбольного комментатора любили не только за обстоятельный подробный рассказ о том, как идёт матч, но и за глубокое понимание игры. А ещё — за ту страсть, которую они передавали с футбольного поля своим радиослушателям. Возникало ощущение, словно весь матч, от начала до конца, ты видел своими глазами.
Включалось воображение, которое было развито у всех радиослушателей. То самое воображение, которое так необходимо во всякой работе, пишешь ли ты роман «Анна Каренина» или мастеришь этажерку для дачи, сочиняешь стихи про то, как «шестикрылый серафим / На перепутье мне явился», или снимаешь мерку, чтобы пошить гражданину выходной костюм…
Так что все, кто и сегодня с детства привык слушать радио, могут с полным правом сказать ему:
— Спасибо!
Post Scriptum
— В 1960-е — 1980-е годы в СССР было популярно не только советское, но и антисоветское радио. Миллионы людей, благодаря транзисторным приёмникам, пристрастились к «враждебным голосам». Даже ходил в народе шутливый стишок: «Есть обычай на Руси — ночью слушать Би-Би-Си».
— Радио порождало среди радиослушателей немало анекдотов. Иногда злых и несправедливых. Диктор сообщает: «Вы слушали произведения советских композиторов, а теперь послушайте музыку». Что касается «армянского радио», там анекдоты всегда были добрые и справедливые.