Рисунки из старых альбомов

Игорь Персианов
Декабрь13/ 2023

В музее гимназии №157, что на Лафонской улице в Петербурге, рядом с бывшим зданием Смольного института, хранятся несколько альбомов гимназисток дореволюционной поры.

Альбомчики из музея гимназии

Рисунок акварелью

Карандашный рисунок

Рисунок акварелью

Акварельный пейзаж

 

В этих личных альбомах одноклассницы, учителя и подруги оставляли свои пожелания. На пожелтевших страницах встречаются также стихи, афоризмы, автографы и многочисленные рисунки. Качество акварельных работ и карандашных набросков говорит о том, что девушки любили и умели рисовать. Предпочтение отдавали приятным глазу изображениям. Вот романтический пейзаж, выполненный тушью, акварельная ветвь шиповника, нарисованный карандашом ландыш и анютины глазки, палитра и кисти, зарисовка осеннего леса…

Рисование в гимназиях XIX столетия не всегда было обязательным предметом. Однако на рубеже XX века эта дисциплина прочно утвердилась в учебных программах. В новом здании гимназии принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, построенном неподалеку от Смольного в 1901 года, обустроили целых пять рисовальных классов с особым освещением.

В XIX столетии существовала неопределённость в вопросе целей обучения рисованию. Эта деятельность рассматривалась просто как «забава и отдых» или как навык, помогающий развитию пространственного мышления, необходимого техническим специалистам.

К началу ХХ века в педагогическом сообществе утвердился новый подход: уроки рисования должны развивать вкус, воображение, творческие способности ученика. Правда, рисование не относилось к «научным» предметам, и те, кто вёл эти уроки, получали меньшее жалование, чем, например, преподаватели математики, словесности или истории.

В гимназии принцессы Ольденбургской учителем рисования долгие годы (1886–1909) служил академик живописи Андрей Алексеевич Редковский (1831–1909). Как художник он работал в разных техниках и жанрах живописи. Наибольшую известность и признание ему принесли акварельные пейзажи и рисунки интерьеров, выполненные с большой детализацией. Работы Андрея Редковского были отмечены двумя серебряными и одной золотой медалью Императорской Академии художеств. Полотна художника высоко ценятся и у современных коллекционеров живописи.

 

Пейзаж А.А. Редковского

Рисунок А.А. Редковского

 

Попечительница гимназии принцесса Евгения Ольденбургская сама неплохо рисовала. Репродукции её акварелей встречаются на открытых письмах, которые издавала типография общины св. Евгении.

 

Принцесса Е.М. Ольденбургская

Пейзаж Е.М. Ольденбургской на почтовой открытке

 

Принцесса председательствовала в Обществе поощрения художеств, общалась со многими представителями мира искусства. По её приглашению, Николай Рерих возглавил рисовальную школу при Обществе.

 

Иллюстрация из альбома выпускницы 1923 года

 

В раннее советское время девушки продолжали вести альбомчики, оформление которых мало отличалось от дореволюционного. В альбоме выпускницы 1923 года Е. Байковой мы вновь встречаем цветы, написанные акварелью, и пейзажные наброски.

В дальнейшем на смену альбомам пришли «песенники» и «анкеты», которые девочки-школьницы также стремились оформить по своему вкусу.

Ну, а эпоха электронных гаджетов исключила из школьной субкультуры личные альбомы на бумажной основе, которые так приятно было украсить строчками любимых стихов, переводными картинками и, конечно, рисунками…

 

Вверху фотография здания гимназии, сделанная в начале ХХ века

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

шесть + 3 =