Первая информационная революция произошла тысячи лет назад с возникновением письменности. Вторая — в XV веке с распространением книгопечатания. Нам выпала третья, пришедшая с компьютером.
У нынешнего компьютера были достойные предки. К тому же многочисленные, если начинать с первых счёт, которые были изобретены в Древнем Вавилоне 3 тыс. лет назад. Свои изобретения всё более совершенных средств счёта делали древние греки и древние китайцы, потом итальянцы, русские, немцы, англичане, французы, шведы, американцы… В этой долгой истории было немало имён, по сей день известных в мире изобретательства и науки, — Леонардо да Винчи, Блез Паскаль, Готфрид Лейбниц, Пафнутий Чебышев, Алексей Крылов…
Но к созданию ЭВМ, реального прообраза современного компьютера, человечество приступило уже в ХХ веке. И до сих пор продолжается спор, кого же считать победителем.
Американцы отстаивают свой приоритет: первая кибернетическая машина — ЭНИАК — была создана в 1946 году в недрах оборонной промышленности США. Британцы уверены: первенство принадлежит им, потому что в 1943 году английские учёные изобрели ЭВМ Colossus, которая раскалывала, как орешки, шифры секретных нацистских донесений. Немцы возражают: Конрад Цузе завершил работу над своей электронно-механической счётно-решающей машиной раньше всех, ещё до начала Второй мировой войны. Болгары утверждают: первую ЭВМ изготовил их соотечественник Джон Атанасов в 1937–1942 годах.
В СССР цифровая ЭВМ появилась позже. 4 декабря 1948 года патент на её изобретение был выдан Баширу Рамееву и Исааку Бруку.
А вот реальный вариант нынешнего компьютера впервые появился в СССР. В 1950-е годы на рабочем столе сотрудника ленинградского закрытого учреждения, «почтового ящика» №233, Филиппа Староса стояла управляющая машина УМ1. Позже была сделана УМ2, и Филипп Георгиевич любил говорить: «УМ один — хорошо, а два — лучше!». Это была не просто красивая фраза, управляющая система сыграла важную роль в полёте первых советских пилотируемых космических кораблей.
Судьбы Староса и его друга Иозефа Берга — оба сыновья эмигрантов, оба левых прокоммунистических убеждений, оба тайно бежали из Америки в Советский Союз, — сюжет для захватывающего романа. И такой роман был написан, поэтому не буду пересказывать все перипетии удивительных судеб этих двух людей и ограничусь советом прочитать роман «Бегство в Россию», автор которого Даниил Гранин.
На самом деле СССР имел все возможности стать родиной первых настоящих ЭВМ и компьютеров, если бы государство со своей идеологией и кремлёвскими интригами не вмешивались в науку. Сначала кибернетика у нас была объявлена «реакционной теорией» и «буржуазной лженаукой», а потом, после того как работы Староса и его группы были поддержаны при Хрущёве, пришедшие к власти брежневские деятели, усердно запрещая все хрущёвские начинания, отмели и разработки будущего компьютера. В результате отечественная электроника оказалась в загоне и отстала на десятилетия.
Тем временем американцы быстро становились передовиками компьютерного прогресса. Имена первопроходцев в разработке систем, которые в дальнейшем обеспечили успех PC (в русском просторечии «писишки»), затмили даже идолов массовой культуры.
Дуглас Энгельбарт в 1963 году создал компьютерную мышь.
Рей Томлинсон в 1971 году послал первое электронное письмо и сам его получил. Текст этого послания неизвестен, но первый адрес навечно сохранился в анналах истории: tomlinson@bbn-tenexa. Этот значок — @, ad, «собачка» (от латинского предлога «в», «на») — ввёл тоже Томлинсон, хотя к тому времени в науке значок использовался уже давно.
Тим Бернес-Ли — отец интернета — руководитель группы исследователей, которые в 1984 году разработали технологию, положенную в основу создания мировой «паутины». Вообще-то, система передачи информации от одного компьютера к другому существовала и раньше, но лишь в локальных сетях, и была настолько сложна, что пользоваться ею могли исключительно специалисты. Заслуга Бернеса-Ли в том, что он сделал сети доступными абсолютно всем. Руководствуясь этим принципом, он даже не оставил за собой авторские права на www.
Первый персональный компьютер — его ещё американцы называли «кухонным» — появился на рынке в 1969 году и стоил 10 600 долларов, тогда как средний по цене автомобиль в ту пору можно было купить в три раза дешевле. Но уже в 1982-м журнал Time присвоил компьютеру звание «машина года». Ничего удивительного, ведь домашний Commodore, имевший 64 kb оперативной памяти, стоил уже 595 долларов.
…Каждый из нас никогда не забудет свой первый в жизни компьютер. И я с нежностью вспоминаю свою первую «экстишку» — итальянку производства фирмы Olivetti.
Это чудо техники уже тогда, в 1994-м, былоа аксакалом среди компьютеров. Буквы на маленьком чёрном экране мерцали зелёным цветом, словно кошачьи глаза, и при выполнении простейших операций мой «писюк» принимался реветь так, будто просил команду на взлёт.
То были годы компьютерной революции в России. Но думаю, не ошибусь, если скажу, что тогда даже самые крутые программисты в самом розовом сне не могли себе представить, какими волшебными способностями будут обладать компьютеры и их производные уже на исходе первой четверти стремительно приближавшегося XXI века.
Post Scriptum
— Впервые трактовка слова «компьютер» (computer) — «вычислитель» — появилась в Оксфордском словаре в 1897 году. В Британии в начале ХХ века это слово означало название профессии. Обычно так называли работников, в основном женщин, занимавшихся в офисе различными расчётами, которые сводились в большие таблицы.
— Первую дискету для компьютера создал не американец, как можно было бы предположить, а японец Йохиро Накаматас, работавший в токийском Императорском университете. И было это задолго до того, как компьютеры пришли к массовому покупателю, — в 1950 году.