Взгляд из прошлого с угла Гороховой и Мойки

Александр Крейцер
Январь16/ 2024

Со школьных лет запомнилась иллюстрация в книге «Литературные памятные места Ленинграда». Это акварель неизвестного художника «Красный мост через Мойку» (1814–1820)…

Тот пейзаж передавал вид с угла Гороховой улицы и Мойки на Красный мост и простор реки в сторону Невского проспекта.

Тогда, в школьную пору, я, конечно, не мог вообразить, что долгие буду работать в 20-м корпусе Герценовского педагогического университета, то есть прямо напротив места, показанного на акварели, и каждый день буду проходить мимо него, спеша на работу или заглядывая в Столовую на углу Мойки и Гороховой…

 

С начала ХIХ века, когда была написана акварель, здесь многое изменилось. Но основные детали вполне узнаваемы. Это и Красный мост, и речное пространство, окаймленное справа корпусами Воспитательного дома.

Правда, по мосту и рядом с ним движутся совсем не современные автомобили — бричка, карета, какие-то непонятные для нас повозки с грузами. На Мойке видны гребные и парусное суда. А на булыжной мостовой разыгрываются жанровые сценки.

Да и одежды горожан вовсе не похожи на нынешние. Поражает обилие людей в военной форме. Вдали, на противоположной стороне реки, марширует по набережной «военной столицы» (Пушкин) большое скопление солдат.

Видна угловая часть дома по Гороховой. Это дом Кусовниковой, ещё не купленный и не перестроенный для Императорского училища глухонемых, ныне мой родной 20-й корпус РГПУ им. А.И. Герцена. Из окна второго этажа выглядывает какая-то фигура в халате, кажется, курящая длинную трубку на мундштуке. А у дверей первого этажа стоит, закинув ногу за ногу, служитель в форменной белой одежде. Здесь, скорее всего, находится вход в винный погреб, размещавшийся когда-то в доме.

Точка зрения автора работы, часто воспроизводимой в разных изданиях, легко рассчитывается. Это вид немного сверху, из углового окна второго или третьего этажа дома Таля, ныне сохранившегося. На первом этаже здания сейчас размещается Столовая, где иногда можно увидеть студентов и сотрудников Герценовского университета.

Достаточно со стороны 20-го университетского корпуса перейти Гороховую и с угла дома Таля проникнуть в помещение Столовой, которое в советское время занимал бар-ресторан «Висла», имевший шутливое название «21-й корпус». Над входом в это заведение как раз и пребывает точка зрения неизвестного живописца. Он писал, глядя из окна квартиры угловой комнаты выше нынешней Столовой.

Стёкла окон второго и третьего этажей, венчающие угол здания, ныне запылены. И я даже не пытался проникнуть в квартиры владельцев интересующих меня окон, чтобы сделать снимок с той же точки, с которой писал акварель неизвестный автор. Я сфотографировал то же место с точки чуть ниже. Это уровень первого этажа рядом со входом в Столовую.

Оконные проемы Столовой изнутри обрамлены направленными друг на друга зеркалами так, что, сидя за столиком у окна и смотря в оконное стекло, можно наблюдать, как пешеходы и машины, движущиеся по Гороховой или набережной Мойки, вдруг неожиданно исчезают или точно так же неожиданно появляются в окне, возникая словно ниоткуда, из другого измерения.

Глядя на работу неизвестного художника и сопоставляя её с нынешним видом, открывающимся с угла Гороховой и Мойки, тоже можно вообразить, как сегодняшнее петербургское измерение неожиданно исчезает и сменяется измерением Петербурга начала ХIХ века. Равно и наоборот, Петербург раннего пушкинского времени переходит в современный город. Но при этом… не утрачивается связь времён.

Купец Христофор Таль, которому принадлежал дом на углу Мойки и Гороховой, был владельцем знаменитых бань Таля, располагавшихся во дворах за его домом. Бани под названием «Гороховые», или № 42, продолжали существовать вплоть до постперестроечных лет.

До революции вода в эти бани поступала из водопровода, протянутого от Большой Невы через Исаакиевскую площадь под Синим мостом и далее вдоль Мойки. Эта вода шла также в здания Воспитательного дома, ныне занимаемые Герценовским университетом. Сейчас во дворе дома Таля установлен арт-объект «Рояль в кустах». В летнее время из клавиш рояля стекают в небольшой бассейн струи воды. Этот своеобразный фонтан невольно символизирует течение воды реки времени.


Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

20 − четырнадцать =