Деньги есть. Да про чью честь? | Мозгократия
 

Деньги есть. Да про чью честь?

Сергей Ачильдиев
Октябрь11/ 2019

Все разговоры про то, что «денег нет», — неправда. Кубышки государства полныПроблема в том, что не видно реальных действий, благодаря которым и карманы граждан наполнились бы.  

 По данным Федерального казначейства, за январь-июль нынешнего года профицит бюджета РФ (превышение доходов над расходами) достиг 3 трлн 557 млрд рублей. Профицит совокупного бюджета регионов тоже не маленький — 7 трлн 704,9 млрд рублей. 

Около 12 трлн рублей Министерство финансов имеет в виде свободных остатков на счетах ЦБ. Кроме того, резервы самого Центробанка — 520 млрд долларов. Ещё почти 8 трлн рублей накоплено в Фонде национального благосостояния (ФНБ). 

При этом на середину этого года государственный внешний долг РФ составил 53,9 млрд долларов, что составило всего немногим больше полутора десятка процентов нашего ВВП. Согласно мировой практике, это очень мало. 

Немалые деньги и у российских банков. В прошлом году они в общей сложности заработали 1 трлн 300 млрд рублей, в 1,6 раза больше, чем в 2017-м… 

Подавляющее большинство государств могут только позавидовать таким показателям. Круто живёт Россия! 

Вот только про жизнь российских граждан такого не скажешь. За год численность  россиян, выживающих за чертой бедности, выросла и к середине нынешнего лета достигла 12,7 процента населения страны, а это 18 млн 600 тыс человек. И ещё один горестный итог: свыше четверти российских детей живут в семьях с доходами ниже прожиточного минимума. Таковы данные Росстата, но эксперты считают, что на самом деле бедняков у нас гораздо больше 

Так что же это получается — государство и банки заплывают жиром, а народ обретается в нищете? Почему бы тогда не взять да хорошенько увеличить пенсии и пособия для нуждающихся, а ещё в два, нет, лучше в три раза повысить МРОТ! Некоторые так и предлагают: давать деньги гражданам, «если и не в виде прямых выплат, то через снижение налогов». В общем, как учили Владимир Ленин и Полиграф Шариков — «взять всё, да и поделить». А что делать дальше, когда делить будет уже нечего?.. 

Если денег нет, это проблема. Но если деньги есть, проблем хоть отбавляй — как их сохранить, куда поместить с выгодой? 

Судя по всему, уже не сегодня-завтра основным получателем наибольших средств станут 13 национальные проектов, которые должны быть реализованы в 2019-2024 годах. Вот они: «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жильё и городская среда», «Экология», «Наука», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской  инициативы», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». 

По сути, это стремление решить чёртову дюжину острейших проблем в жизни страны. Однако Герман Греф и Алексей Кудрин, далеко не последние специалисты в сфере экономики и финансов, выступая с месяц назад на Московском финансовом форуме, заявили, что проекты не принесут ожидаемого эффекта. Греф аргументировал своё мнение тем, что нужен прорыв в технологиях, а Кудрин — тем, что проекты не заведут инвестиционный мотор экономики. 

Фактически оба — и их поддержали большинство участников форума — говорили об одном. Такое количество нацпроектов — удар растопыренными пальцами, а надо сконцентрироваться на чём-то одном, что в дальнейшем даст мультипликативный эффект. 

Идея здравая. Но, пожалуй, с тремя оговорками. 

Во-первых, глава Сбербанка и глава Счётной палаты опоздали со своими замечаниями на год. В 2018-м нацпроекты обсуждались на протяжении почти всего четвёртого квартала, и дискуссия завершилась к Новому Году. 

Во-вторых, предложения обоих высоких чиновников, наверное, имеет смысл переформулировать, чётче расставив точки над i. Чтобы завести мотор отечественной экономики, в том числе инвестиционный, надо сосредоточиться на всемерной поддержке развития малого и среднего бизнеса, в первую очередь, бизнеса новых технологий. При этом должны быть категорически неприемлемы такие идеи, как нынешнее решение Минфина о росте в будущем году налога для малого бизнеса на 4,9 процента. 

И, в-третьихнацпроекты (в каком бы количестве они ни были) необходимо увязывать с сокращением, в первую очередь, не чиновников, как это было заявлено совсем недавно, а круга их полномочий. Причём на всякое расширение этих полномочий в ближайшие, по крайней мере, пять лет следует установить мораторийИначе, как и после прошлых сокращений чиновничества, госаппарат за два-три года не только восстановит свою былую численность, но и превзойдёт её. 

На своём журналистском веку я перевидал немало чиновников. Они такие же люди, как все остальные — ничем не хуже. Но каждый начальник хочет иметь более высокую должность, и, значит, больше подчинённых, а добиться этого можно только за счёт расширения полномочий. 

Таков природный порок всех бюрократий мира и во все времена. Ругать их за это бессмысленно. Любой из нас на их месте поступал бы так же. 

Расскажите друзьям:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

шесть + 20 =