Почему народ не может забыть обиду на Алексея Серебрякова?

Вот уже два года минуло с того видео-интервью Алексея Серебрякова Юрию Дудю, в котором артист нелицеприятно отозвался о нас как о народе. Но ответная буря эмоций не утихает до сих пор.

Буквально на днях залез в Яндекс-дзен и вновь наткнулся на очередной отклик по поводу серебряковского высказывания о том, что «до сих пор ни знание, ни сообразительность, ни предприимчивость, ни достоинство не являются <нашей> национальной идеей. Национальной идеей <у нас> являются сила, наглость и хамство».

Правда, отклик был сочувствующий. «Я поддерживаю его слова», — пишет неизвестный мне блогер о популярном и, безусловно, талантливом артисте.

И тут же ответ — но не блогеру, а Серебрякову — от некоего убеждённого сторонника особого, православного, пути развития России. Автор задаётся вопросом: «Какой же патриот будет говорить о своей стране и народе с ненавистью и явным презрением?». И для ясности своей позиции уточняет: «У этой “публики”, видимо, потеряно понятие любви к Родине». «Публика» — это не только Алексей Серебряков, но и те немногие, кто его поддержал.

Два года назад чуть не вся российская блогосфера, а также некоторые коллеги по кино бросились затаптывать артиста в грязь. Да с такой бешеной яростью, которая никак не может улечься по сей день.

Я не собираюсь защищать Алексея Серебрякова. Но не потому, что согласен с ним, а потому, что он взрослый, самостоятельный, умный, успешный человек и ни в какой защите не нуждается.

Замечу только, что сила, наглость и хамство, конечно же, не являются нашей национальной идеей. Как, впрочем, не являются ею также знание, сообразительность, достоинство и предприимчивость. Всё это может быть типичными или не очень типичными чертами характера отдельной личности, какой-то группы людей или даже целого народа. А национальная идея — совсем про другое: это то, к чему стремится, о чём мечтает нация.

Но в данном случае речь не про это. Речь про то, с чего вдруг множество завсегдатаев Рунета так возбудились, что даже через два года не могут успокоиться? Казалось бы, а что здесь такого? Ну, высказал человек свою точку зрения. Вы с ней не согласны? Что ж, так и скажите: это неправда, уважаемый, потому-то, потому-то и потому-то. Но зачем брызгать слюной, переходить на страшные обвинения и оскорбления? Зачем, в большинстве случаев трусливо прикрываясь никами, с такой силой демонстрировать свои наглость и хамство, подтверждая тем самым оценки Серебрякова?

Думаю, столь экспансивная реакция — своего рода компенсаторное явление. Да, мы зачастую стараемся продемонстрировать свою физическую, должностную или административную силу (какая у кого есть), нередко ведём себя подчёркнуто нагло и по-хамски. Но всё это не потому, что мы такие от природы. А потому, что не знаем, как иначе выжить в нашей бедности (у нас в стране лишь по официальной статистике 18 миллионов бедняков), в нашей неустроенности, слишком частой невозможности объяснить, а тем более доказать своё право на справедливость местному царьку (в погонах или в цивильном), который печётся только о своём кармане…

Конечно, всё это нисколько нас не извиняет. Человек всегда должен оставаться человеком. Но объясняет многое. Алексей Серебряков попал в точку. Ударил в самое больное место. От такого невозможно отмахнуться, такое трудно забыть…

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

18 − 13 =