В стране стало заметно меньше рабочих рук из ближнего зарубежья. Говорят, это из-за пандемии и, как только схлынет, наконец, коронавирус, они вернутся. А если не вернутся — это будет лучше или хуже?
В нашем доме и раньше лестницу убирали плохо, а теперь — из рук вон плохо. Придомовую территорию не убирают вовсе.
Жалуемся на жилкомсервис. А он сам жалуется:
— Некому работать!..
И, похоже, это не отговорки.
По октябрьским данным Росстата, с начала нынешнего года число приехавших в страну мигрантов уменьшилось почти на 12 процентов, а уехавших — на 15 процентов возросло. МВД дополняет: за то же время на миграционный учёт встало вдвое меньше мигрантов, чем прежде — 7,5 млн. Это по стране. А в Москве, как недавно сказал мэр Сергей Собянин, трудовых мигрантов стало меньше аж на 40 процентов.
Под ударом оказались не только жилищно-коммунальное хозяйство, но также строительная отрасль, курьерные службы, грузоперевозки и прочие виды работ, не требующие особой квалификации.
Причины лежат на поверхности. Весной, в связи с пандемией, Россия закрыла границы. Приток рабочей силы остановился. А многие из тех, кто находился в России, захотели вернуться на родину — неровен час, подхватишь коронавирус, и что на чужбине делать без нормального медицинского полиса, без связей и денег?.. По разным подсчётам, только в среднеазиатские республики сумели вернуться около 750 тысяч человек…
Сбывается давняя мечта русских националистов. На протяжении минимум четверти века они неустанно призывали избавиться от всех гастарбайтеров, чтобы и духу не было этих чужаков на святой русской земле.
Ну, вот оно и случилось! Пока, правда, далеко не полностью, но уже ощутимо.
Некоторые специалисты выражают уверенность в том, что после окончания проклятой ковидной пандемии численность трудовых мигрантов восстановится. Но этого может и не произойти. По крайней мере, в полном объёме. Во-первых, надо думать, многих мигрантов две волны коронавируса уже так напугали, что они побоятся вновь оказаться запертыми в далёкой России, как в клетке. А, во-вторых, за это время немалая часть найдёт работу у себя на родине, тем более рубль в нынешнем году сильно упал по отношению к доллару, и, значит, ещё сильнее упала для мигрантов привлекательность русских заработков.
Прежде всего, в будущем может заметно сократиться численность мигрантов из Узбекистана. В последние годы в этой стране с 33-миллионным населением начала высокими темпами развиваться экономика. В прошлом году рост ВВП составил 5,5 процента (на 0,4 больше, чем в предыдущем). В этом году, как ожидает Европейский банк реконструкции и развития, рост из-за пандемии сильно замедлится, до 1,5 процента. Не уйдёт в минус, как в подавляющем большинстве стран мира, а всё же, хоть и незначительно, вырастет. Но, как прогнозирует тот же ЕБРР, уже в будущем году, если COVID утихомирится, экономика Узбекистана вновь устремится вверх — на 6,5 процента.
Вместе с экономикой, естественно, растут доходы жителей республики. И пусть заработки в Узбекистане пока скромнее, чем в России, немало людей наверняка посчитают, что лучше получать меньше у себя дома, чем больше, но на чужбине.
Ну, а что же в условиях дефицита мигрантов будет делать Россия?
Националисты утверждали, что мигранты отнимают у коренных россиян работу, потому что демпингуют, соглашаясь трудиться подчас за сущие гроши. По поводу демпинга — сущая правда. Закон экономики повсюду в мире одинаков: спрос и предложение всегда приходят в равновесие. Специалисты рынка труда подтверждают — в среднем трудовые мигранты в России получают лишь половину того, что действительно зарабатывают, а рабочая неделя у них в полтора раза дольше.
Если же на опустевшие рабочие места мигрантов придётся массово приглашать граждан России, работодатели вынуждены будут повысить ставки, а это обязательно вызовет ещё большее подорожание многих товаров и услуг. Причём рост цен может оказаться весьма значительным. По данным той же статистики, народу в России с каждым годом всё меньше, безработица в стране низкая, а работы, на которых обычно были заняты мигранты, — далеко не самые престижные. Следовательно, работодатель должен будет обеспечить потенциальным претендентам высокую мотивацию.
…Большое число трудовых мигрантов — это, конечно, всегда большие проблемы. Прежде всего социальные — межэтнические, психологические, поведенческие… Но если в стране с низкой рождаемостью численность трудовых мигрантов уменьшается, это означает другую проблему, которая ещё острее. Это свидетельство того, что страна потеряла для приезжих рабочих привлекательность и, в первую очередь, потому, что её экономика отстаёт от других стран.