В Вологду я приезжаю раз в полгода — навещаю друзей, хожу по музеям, на спектакли Вологодского драматического театра. Здесь даже в магазинах — своё, особенное.Давно люблю этот старинный город.
Недавно в библиотеках и в доме дяди Гиляя читала лекции о памятниках архитектуры Санкт-Петербурга, рассказывала о своих книгах и журнале «Невский альманах», где публикуются мои исторические, краеведческие, биографические очерки. Вологжане — чудесные слушатели, умеющие к тому же задавать интересные вопросы.
Вологда и её окрестности необычайно богаты памятниками старины —здесь Спасо-Прилуцкий Дмитриев мужской монастырь, музей кружев, домик Петра I, построенный в XVIIвеке и ставший музеем в XIX…
А рядом с домиком Петра — памятник Николаю Рубцову, который в 1998 году поставил скульптор Александр Шебунин. Поэт родился на Вологодчине и жил неподалёку от Петровским домиком. Тесно оказались связаны в культуре нашей страны эти два россиянина — царь и поэт.
Петровский домик
Памятник Николаю Рубцову
А ещё в Вологде есть резиденция российского Деда Мороза.
В тёмный декабрьский день на Соборной площади зажглась ёлка, наполняя душу ожиданием волшебного новогоднего праздника, любимого с детства. Выпавший в предновогодние дни лёгкий белый снежок превратил Вологду в сказочный город. Собор святой Софии и вологодский Кремль — сердце этой русской сказки. Сейчас этот Кремль — Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, куда входят бывший Архиерейский дом, действующий Воскресенский собор, неоготическая Софийская колокольня, художественный отдел, юго-западная башня, отдел истории, музей кружева.
Но каково же было моё удивление, когда я узнала, что в художественном отделе вологодского Кремля, в сердце северной Вологды, прошла выставка «1000 и одно кимоно»!
Выставку организовала Александра Баркова, профессор московского Института истории культур, страстная почитательница и собирательница произведений японских мастеров. Экспозиция уже побывала в разных городах России — в Петербурге, Сочи, Екатеринбурге, других городах Сибири. И всюду был восторженный приём.
В России такие символы Японии, как кимоно, гейша, — экзотика, к тому же малознакомая. Между тем оба эти понятия очень многозначны. Как рассказывает Александра Баркова, японки, чтобы стать гейшей, начинали учиться этому в пять лет. Тогда же им выдавали кимоно. Конечно, приходилось подгонять его по росту маленькойдевочки. Заложенное в складки на плечах, ушитое почти вдвое, кимоносимволизировало статус ученицы. Сейчас обучение девочек искусству гейши начинается в пятнадцать лет, и складочки на плечах кимоно юных воспитанниц стали совсем крохотными.
Япония — страна традиций. Так, например, моду на женские одежды и прически вводили именно гейши, и постепенно эта мода распространялась среди аристократов и купечества. Жены и дочери богатых купцов в начале ХХ века носили наряды того же покроя, что и гейши в веке XVII.
Александра Баркова рассказывает…
Вот они, традиционные японские кимоно
Выставочные залы художественного отдела вологодского Кремля отделаны строго и лаконично. Толстые, просто побелённые каменные стены и низкие полукруглые своды свидетельствуют о том, что эти здания и башни построены в эпоху Ивана Грозного, полтысячелетия назад. Необычно и завораживающе в этих скупых средневековых интерьерах выглядят кимоно — создания такой далёкой от России японской культуры.
Среди белых стен бывших жилых покоев яркие японские одежды кажутся неведомо как попавшими сюда сказочными жар-птицами. Экзотическую для русских глаз коллекцию кимоно дополнили расшитые пояса, веера, гравюры, мелкая пластика. Яркие переливающиеся шелка, тонкая вышивка создали образы ошеломляюще притягательные, но такие далёкие от русской культуры.
Но вот японские павлины, вышитые шёлком на старинных и современных кимоно, деревянные и кружевные жар-птицы, вологодские птицы счастья, древние символы этих мест,встретились под низкими сводами вологодского Кремля. И совсем рядом, в соседних залах, выставлены одежда и утварь вологодских крестьян, иконы, которым они молились.
А в залепо соседству с выставкой кимоно — ещё одна интересная экспозиция. Художник Валерий Антонов назвал собрание своих лучших работ «Гори, гори, моя звезда». Он влюблён в образы тихой, неяркой вологодской земли, но, посетив Грецию, создал совершенно другие образы — яркой роскошной южной природы. Одна из его картин — «Фермопильское ущелье», по-гречески — «Горячие ворота». Да-да, те самые Фермопилы, где триста спартанцев и их царь Леонид I в 480 году до н.э. преградили дорогу 20-тысячному войску завоевателей-персов.
…Нужны ли такие выставки, буквально смешивающие столь разные и непохожие национальные культуры?
Уверена: необходимы! Мы, жители XXIвека, уже осознали, каким маленьким и хрупким стал вдруг наш земной шар. Обращение к самому ценному из того, что сберегла культурная память разных народов, необходимо именно сейчас, когда в огне локальных войн гибнут и люди, и памятники культуры.
Художники былых времен и безымянные мастера-ремесленники прошлого, также как и наши талантливые современники, в своих работах сохраняют образы того мира, где живут, и где мечтают жить люди. В этих старых и современных работах для всех нас кроется очень важный урок — не бывает чужой культуры, наш мир един.
Софийская площадь
Фото автора, а также с сайтов vologdamuseum.ru и Отзовик