Кто ущемил ваше самолюбие, ребята?

Комплекс неполноценности — распространённое явление. Даже те, у кого такого комплекса нет, тоже страдают, если этим недугом поражён близкий родственник или начальник.

Еду на дачу, держу шоссейную крейсерскую скорость — 90–100 км/ч. А куда ещё быстрее? Ну, приеду на пять-десять минут раньше, чтó с того?

Но не было случая, чтобы кто-то не летел под 150 и больше, расталкивая остальных миганием фар дальнего света. Куда спешит этот торопыга? Кто его гонит?

А гонит его комплекс неполноценности — ущемлённое самолюбие и завышенные амбиции. Он хочет непременно быть впереди всех, первым, чтобы все это видели и все знали, что он тут на дороге хозяин.

Сколько таких? Тьмы и тьмы.

Это они малюют на стенах домов примитивные рисунки и надписи, выведенные замысловатыми шрифтами, точно так же, как их предки отмечались на заборах краткими свидетельствами типа «Здесь был Федя» и «Танька — дура!».

Это они украшают заборы и скамейки в парках глубокомысленными изречениями типа «Между настоящем и прошлым так легко потеряться!» — именно такое философское откровение, с грамматической ошибкой, я недавно видел на набережной Невы в Кировске.

Это они покупают в кредит дорогущий автомобиль, проживая в блочной пятиэтажке, рассказывают друзьям небылицы о своих любовных похождениях или о том, что вчера они на пару с Колькой «убрали полтора литра водки»…

Не знаю, как вы, а я встречал таких граждан в избытке и всюду. Им неймётся быть богаче, сильнее, умнее, удачливее, чем все остальные. Или, по крайней мере, слыть. Зачем? А затем, что их амбиции намного выше способностей и возможностей.

Зачем безвестный юзер, смело выступающий под ником, кроет непристойными словами всех подряд — и авторов постов, и тех, о ком в этих постах говорится? А он уверен, что если академика Андрея Сахарова обзовёт «наивным идиотом», его самого все будут считать мудрейшиной рода человеческого.

Никогда не забуду одного офицера в воинской части, где на заре туманной юности служил два года срочную. Он был глуп от природы, но компенсировал свой недостаток чрезвычайной усердностью, и благодаря этому качеству дорос до майорского чина. Надо было его видеть — этот майор держал себя как генерал-майор, не меньше. Подбородок всегда задран, чтобы смотреть на окружающих сверху вниз, тон непререкаемый и неугасимая страсть изрекать банальные сентенции, делая при этом ударение на каждом слове:

— Армия держится не только на дисциплине, но также на профессионализме каждого, вплоть до рядового!

Командир части говорил про него:

— Наш майор поступал в академию, но срезался в самом начале. Не смог сдать арифметику и анализ мочи.

Но говорил это только за глаза, потому что, как и все, побаивался майора. Тот, судя по всему, стучал. Стукачество имеет те же корни — ущемлённое самолюбие.

Вообще, люди с комплексом неполноценности, как правило, очень обидчивы и мстительны. Они не терпят возражений и, к тому же не понимая юмора, часто воспринимают шутки на свой счёт. Однажды в гостях я рассказал вполне, как мне казалось, нейтральный анекдот. Про то, что на входной двери в один чиновничий департамент висело объявление: «Вы можете обращаться к нам в любое удобное для вас время, по понедельникам с 16 до 17 часов».

Все засмеялись, и только один довольно ещё молодой человек вымученно улыбнулся. Мне потом объяснили, что он мелкий клерк в городской администрации и очень серьёзно относится к своей начинающейся карьере. Я присмотрелся к этому невесёлому человеку и понял, что мне к нему по месту службы лучше не обращаться.

А какое отношение у многих наших соотечественников к иностранцам!.. Эти — «америкосы», те — «немчура», тот — «финик»… Откуда у нас столько спеси? Может, мы живём богаче, успешнее, культурнее европейцев и американцев? Нет, всё дело в том же нашем внутреннем недуге — очень хочется жить лучше, да никак не получается, так мы уж на них, проклятых иностранцах, и отыграемся.

Как подсчитать процент тех, кто страдает от комплекса неполноценности и, соответственно, от ущемлённого самолюбия, — неизвестно. Но мне кажется, этот процент неудержимо стремится к 100, ведь страдают не только сами комплексующие, но также их окружение. Особенно, если раб своего комплекса что-нибудь возглавляет.

Начальник с неудовлетворёнными амбициями — объект повышенной опасности для своих подчинённых. Он, глазом не моргнув, присваивает себе чужие идеи и открытия, мнит себя незаменимым и  главной целью коллектива считает создание собственного светлого образа в глазах вышестоящего начальства.

Тут далеко ходить не надо. Не надо даже вспоминать отдельных депутатов, министров и прочие подкисшие сливки общества, которые числятся кандидатами и докторами наук с диссертациями, в значительной части не написанными, а переписанными, то есть крадеными.

Откройте отечественные научные работы — почти нигде вы не увидите одного единственного автора. И то верно — в одиночку могли творить только учёные масштаба Исаака Ньютона. Теперь авторов минимум двое-трое, а то и больше. Но на самом деле все, за исключением местного ньютона, — примкнувшие к нему начальники разных рангов. Точнее — примазавшиеся без зазрения совести. Несчастные люди, они тоже хотят  быть первооткрывателями, но не могут — не позволяют мозги и отсутствие талантов.

Но всё это ещё полбеды. Самое страшное — никто из страдальцев, сколько бы они ни пичкали свой комплекс неполноценности, не в состоянии накормить его до состояния абсолютной сытости. Этому комплексу всегда хочется ещё.

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

18 − 9 =