Река Мойка: линия красоты

Александр Крейцер
Август03/ 2023

Линию красоты S, пронизывающую произведения искусства и природы, открыл Уильям Хогарт. Эту хогартовскую линию можно обнаружить и в рисунке петербургской реки Мойки.

Английский художник Уильям Хогарт (1697–1764) в трактате «Анализ красоты», опубликованном в 1753 году, впервые выявил и ввёл в искусствоведческий оборот новое понятие — «линия красоты», которая имеет форму латинской буквы S. По Хогарту, относительно этой линии строится композиция произведений искусства и природы (1).

Но в наше время выясняется ещё и то, что было сокрыто раньше. Современные исследования доказали, что такая линия определяет даже структуру человеческой ДНК. А если фиксировать рост цветка замедленной киносъёмкой, мы увидим: стебель растения в ходе своего выхода из земли будет описывать S-образную траекторию.

Эта линия пронизывает мироздание. И автор настоящей заметки связывает ее с линией Логоса, т.е. Божественного Слова (2).

А современное понятие информации очень близко древнему понятию Логоса-Слова. Ведь Слово Бога являет собой всеобъемлющую информацию о мире.

Возможно поэтому необыкновенная линия подчиняется законам синергетики — вполне светской науки о самоорганизующихся системах.

Движение энергии по описываемой линии происходит так, как это показано на рис. 1. На нем точка b1 обозначает точку бифуркации, или переходную, или нулевую. Её можно назвать и точкой выбора. В этой точке движение сводится к нулю, чтобы затем изменить направление. Но согласно законам синергетики, если в названной точке оставлен сильный след, движение далее осуществляется по намеченному однажды направлению.

 

Река тоже самоорганизующаяся система. Хотя её самоорганизацию в Петербурге дополняют усилия людей по совершенствованию городских речных линий, обрамляемых гранитными набережными, сглаживающими неровности русел рек.

Линия Мойки от Синего моста и Исаакиевского собора до Мало-Конюшенного моста и храмов Спас на Крови и Спас Нерукотворного Образа имеет форму S. Эту петербургскую линию приблизительно отображает рис. 2.

 

Причём в центре S-линии, там, где Мойка пересекает Невский проспект (рис. 2), приблизительно в точке b1, бифуркационной, или переходной (рис. 1), находится Педагогический университет им. А.И. Герцена, бывший Воспитательный дом.

О чудесной речной линии шла речь, в частности, в моих книгах, посвящённых легендарному ректору Герценовского педагогического в советское время Александру Дмитриевичу Боборыкину и его соратнику проректору Юрию Вячеславовичу Кожухову, где доказывалось, что судьбы ректора и проректора были связаны с линией красоты Мойки (3). В «герценовской» точке эти выдающийся люди делали свой выбор.

Мои многочисленные статьи (4) рассматривали движение судьбы Александра Сергеевича Пушкина, отправившегося на дуэль прямо с описываемой линии, из кондитерской Вольфа и Беранже. В ней произошла встреча поэта с его секундантом Константином Данзасом и Пушкин сделал окончательный выбор.

Точка роковой кондитерской почти совпадает с точкой Воспитательного дома–Герценовского университета. Обе точки пребывают рядом с углом Мойки и Невского проспекта, являя место выбора.

Сделав свой выбор, Пушкин отправился на дуэль, с которой его привезли тяжело раненым домой – на набережную Мойки, 12. Там — тоже на S-образном изгибе реки — он и умер.

И вот конец линии красоты Мойки — Конюшенная площадь, храм Спаса Нерукотворного Образа, где Александра Сергеевича отпевали…

Линия красоты Мойки несёт в себе судьбы множества творческих людей, — работавших и живших на берегах этой реки.

 

Примечания

1- Хогарт У. Анализ красоты. Л.: Искусство, 1987

2- См. об этом, например: Слово Петербурга: новое осмысление. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020

3- Петербургская повесть. Главы жизни ректора А.Д. Боборыкина. Воспоминания. Размышления / Автор-составитель А.В. Крейцер; Под общей редакцией Г.А. Бордовского и В.А. Козырева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002; Петербургская повесть. Главы жизни проректора Ю.В. Кожухова. Воспоминания. Размышления / Авторы-составители: В.А. Бордовский, С.А. Гончаров, А.В. Крейцер; Под общей редакцией Г.А. Бордовского и В.А. Козырева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.

4- См., например: Крейцер А.В. Из опыта одной пушкинской экскурсии по Мойке: от Синего моста к Спасу на Крови; S-линия Мойки – модель и образ геокультурного пространства Петербурга / Крейцер А.В. Слово Петербурга: новое осмысление. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. С. 175–189; Крейцер А.В., Крейцер Е.Н. S-«линия красоты» петербургской реки Мойки – модель и образ геокультурного пространства (на примере творческой судьбы А.С. Пушкина) // Горизонты цивилизации. Ежегодник. 2018. Материалы Девятых аркаимских чтений 22–25 мая 2018 года. Аркаим, 2018. С. 107–126. И др.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

8 + 10 =