В детскую художественную школу (ДХШ) меня привели переростком, с опозданием. Папа спросил: «Не поздно ли отдавать к вам мальчика?» Директор отрезала: «Поздно только, когда в гробу лежишь!»
Меня взяли, и я стал учиться в классе, где другие ребята и девочки были значительно младше по возрасту. Несмотря на то, что ни с кем я особо не сдружился, в «художке» мне нравилось.
Детские художественные школы, как и музыкальные, — удивительное явление советского образования. В течение нескольких лет детям бесплатно прививали довольно серьёзные навыки, не имеющие утилитарного и тем более идеологического значения. Это обучение в творческих школах, несомненно, способствовало всестороннему развитию личности.
Приютино зимой
Мороз и солнце
Зимние ели
Занимались вечером, три раза в неделю, и всякий раз несколько уроков. Изучали живопись, рисунок, композицию, скульптуру, декоративно-прикладное творчество и мировую художественную культуру. Уже будучи учителем, я стал замечать, что вопросы истории культуры обычно знакомы только тем, кто в детстве посещал «художку».
Среди моих одноклассников по ДХШ выделялся юноша, который писал в очень интересной манере, его живопись напоминала мозаику. К сожалению, он почти никогда не мог закончить начатый натюрморт.
Ещё у одного юноши была твёрдая рука, очень чёткий рисунок. При желании он мог бы стать архитектором.
Одна из барышень обладала умением писать акварелью широко и уверенно, но, к сожалению, в сочетании с очень скверным характером.
Краски осени
Роза
Сирень
Учительница живописи побуждала нас не пересушивать изображение, писать легко, по-мокрому. Рисуя листву, добавлять красный для того, чтобы зелёный заиграл, смотрелся живее. Увы, не помню, как звали нашего педагога, но когда я увидел её работы на выставке, то был поражён великолепной акварельной техникой, абсолютно свободной и живой.
Рисунок у нас вёл Георгий Георгиевич Телов. Пока мы рисовали, он читал нам вслух булгаковского «Мастера и Маргариту», но нас это не особо отвлекало, потому что ещё были способны следить лишь за внешней сюжетной канвой романа.
На уроках скульптуры мы лепили из специального пластилина и из глины, все выглядело очень солидно.
При вручении дипломов об окончании школы наши педагоги дарили выпускникам симпатичные букетики из гвоздики и полевых трав. Я тогда решил, что это очень трогательно, ведь нужно было об этом подумать, найти, собрать…
Дача
Дачный уголок
Гортензия
Мне прочили возможность продолжить учёбу в профессиональном художественном учреждении. При условии, конечно, что буду много работать.
В ответ я даже пробовал брать уроки у репетитора, но, увы, не почувствовал прогресса. Может, с репетитором не повезло, а может, не хватило упорства и способностей. Так или иначе, я решил поступать на исторический факультет.
Но детские занятия искусством, как я успел заметить, даже если не становятся будущей профессией, очень с годами возвращаются в виде стойкого увлечения. Вот и я со временем вернулся к живописи. Работая с акварелью и подолгу всматриваясь в природу, с радостью нахожу такие оттенки цветов, которые не схватишь быстрым взглядом. А потом с удовольствием делюсь увиденным со всеми…
Над озером
Осень
Вверху: Вид на Неву