Россия — родина еды

В российском АПК случилось импортозамещение, полагают эксперты. Так ли это на самом деле?

 

Импортозамещение — слово, конечно, корявое до неприличия. Но без него никак не обойтись, говоря о переменах, которые произошли в нашем сельском хозяйстве в минувшем году. А они есть. И, к удивлению многих, положительные.

Помните, то печальное для отечественной экономики лето 2014 года? Тогда против России, возомнившей себя самостоятельным игроком на мировой арене, «цивилизованные страны» ввели санкции, которые изрядно истощили наши кошельки и бумажники. Мы же в ответ ограничили импорт продовольственных товаров. Под запрет попали мясо, колбасы, рыба и морепродукты, овощи, фрукты, молочная продукция… В тот недобрый август казалось, что мы не антисанкции вводим, а кингстоны на «Варяге» открываем, чтобы всей страной дружно уйти под воду. И никак иначе — ведь больше половины продовольствия страна закупала именно во «вражьем» зарубежье.

Прошло два года. Не утонули, выплыли. И даже научились получать удовольствие от купания в холодной воде.

 

Есть, чем похвастаться

Минувший год отечественный АПК завершил с очень приличными результатами. За главным достижением — рост объёма производства почти на 5 процентов — стоят победы во всех отраслях этой сферы экономики.

Скажем, валовой сбор зерна увеличился в 2016-м на 15,6 процента, достигнув 119 миллионов тонн. Между прочим, лучший показатель за последние 40 лет. Мало того, поставки пшеницы и прочих злаков в иноземные страны достигли почти 40 миллионов тонн, что позволило России стать лидером среди всех мировых экспортёров этого хлебообразующего продукта. Подобных рекордов мы вообще никогда не знали, в том числе и в пресловутом 1913-м.

Производство мяса скакнуло аж на 12,2 процента, рыбы — на 5, сахара — на 12,4, тепличных овощей — на 25%! И, не поверите, даже урожай гречки, дефицит которой всегда был притчей во языцех, подрос на 2 процента.

Есть хорошие новости и для любителей морепродуктов. Наконец-то мы научились взращивать собственных мидий и устриц. На Чёрном и Белом морях, а также в прибрежных водах Дальнего Востока производство этих моллюсков скакнуло в 2016 году не на проценты — в разы!

Чуть хуже обстоят дела с молоком. Здесь мы ничуть не прибавили и по-прежнему испытываем лёгкий дефицит в этом продукте. А вот сыра стали делать больше. В минувшем году в стране открылось 200 новых сырных заводов. Уточняю: не заводиков, а именно заводов, где объёмы производства измеряют не килограммами, а тоннами.

И тут вы, конечно, спросите про пармезан. С этим-то, столь дорогим сердцу и желудку русского человека продуктом, что происходит? Почему при столь грандиозных успехах в отечественном сыроваренье, его по-прежнему редко можно встретить в наших магазинах?

Да, импортозамещением этого итальянского десерта мы похвастаться пока не можем — в России его выпускают лишь единицы предпринимателей, и свой товар они поставляют не в дисконтные супермаркеты, а в дорогие рестораны. Зато иные сорта зарубежного сыра наши специалисты научились варить на «ура». И это не только моё мнение. Ведущие сыровары Аппенинского полуострова, которые в конце прошлого года побывали с ознакомительной поездкой по нашим ведущим сыродельням, с горечью в голосе признались, что те же моцареллу и маскарпоне в России делают ничуть не хуже, чем у них…

А теперь вернусь к ключевому слову этих заметок — импортозамещению. Так произошло оно или нет? Если говорить о главных продуктах то, скорее, да, чем нет.

По данным Министерства сельского хозяйства России, с момента введения продовольственного эмбарго в августе 2014 года импорт сельхозпродукции в Россию сократился в три раза — с 60 миллиардов долларов до 20. И если раньше лишь 40 процентов продуктов, которые мы каждодневно покупали, были отечественного производства, то теперь полки в российских магазинах на 90 процентов заняты продукцией отечественных аграриев.

Как считает глава Минсельхоза Александр Ткачёв, уже через семь лет Россия будет полностью кормить себя сама. Если что и будем покупать на мировых рынках, то только тропические фрукты.

Скажете, чиновник преувеличивает? Но вот точка зрения другой стороны. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), куда входят крупнейшие сетевые магазины нашей страны, недавно отрапортовала, что её члены полностью перешли на продажу муки, мяса, сахара, хлеба, макарон и яиц российского производства. Слегка не дотянули до ста процентов замещения ещё несколько продуктов. В письме, которое АКОРТ направила в правительство, говорится, что «доля отечественных поставщиков майонеза, растительного масла и маргарина составляет 98,19 процента, рыбы — 98,86 процента».

На продовольственном рынке России появились даже излишки собственных товаров. Взять то же зерно. В год для сытой жизни нам его необходимо 70 миллионов тонн. А выращиваем пшеницы и иных злаков куда больше.

Свинину внутри страны теперь некуда девать. Яиц, куры, подсолнечного масла, картофеля — переизбыток. Пока не всё в порядке с овощами и фруктами. Особенно с теми, что зреют в теплицах. Впрочем, и здесь есть существенные подвижки в лучшую сторону. Например, в 2012 году своих тепличных томатов у нас было 17 процентов от общего количества, а в прошлом — уже 40, сбор огурцов made in Russia поднялся с 30 процентов до 80. Российских же овощей же, выращенных на открытом грунте, у нас и вовсе больше 90 процентов.

Как говорится в материалах мониторинга экономической ситуации в России, подготовленного аналитиками РАНХиГС, Института Гайдара и Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития, уже в этом году экспорт продовольствия из России может превысить его импорт. А это значит, что наша страна превратится в нетто-экспортёра еды. Подобных государств в мире всего несколько…

 

Одно большое «НО»

Выходит, правы эксперты — импортозамещение, пусть и с небольшими оговорками, в России случилось? Увы, нет. Зависимость нашего агропромышленного комплекса от «зарубежных товарищей» всё ещё очень высока.

Прежде всего, это касается семенного фонда. Сегодня доля импортных семян в российском АПК составляет от 20 до 80 процентов. Наибольшая зависимость у нас по семенам сахарной свеклы — 70 процентов, по подсолнечнику — 75, по овощам и картофелю — 80.

На днях Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России даже выступила со специальным заявлением о доминировании иностранных компаний на российском рынке семян.

По данным надзорного ведомства, более половины мирового рынка семян принадлежит двум крупным транснациональным корпорациям Monsanto DuPont и Sengenta, которые диктуют свои условия, в том числе и нашим аграриям. Если эти монополисты прекратят поставки в Россию, отечественное сельское хозяйство просто рухнет.

Зависим мы и от поставок племенного материала в нашу страну. Правда, не так сильно, как от семян. Доля импорта в племенном молодняке молочного скота достигает 27 процентов. Кроме того, Россия ежегодно закупает 7 миллионов суточных цыплят и 830 миллионов инкубационных яиц…

То, что в отечественном АПК беда с импортозамещением не в производстве, а именно в технологиях, чиновники понимают. И что особенно радует, об этом они говорят не только в министерских курилках, но и с высоких государственных трибун.

На днях Минсельхоз опубликовал проект федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы.

В этом документе, который, я надеюсь, скоро воплотят в жизнь, поставлены действительно серьёзные задачи. Среди них — цитирую — «получение семян растений и племенного материала в животноводстве по направлениям, зависящим от импортных семян и материала, производство высококачественных кормов, создание современных технологий производства, переработки и хранения продукции АПК».

Как следует из этого документа, уже в этом году запустят программу по развитию селекции и семеноводства картофеля. А в следующем начнётся развитие селекции и семеноводства свёклы, овощных культур, подсолнечника и кукурузы, а также производство отечественных ветеринарных лекарств и препаратов.

В проекте Министерства сельского хозяйства есть и конкретные цифры. Чиновники планируют создать в ближайшие несколько лет не менее 12 новых сортов картофеля и довести количество отечественных посадочных материалов до 60 процентов.

Обеспечение крестьян семенами овощей made in Russia составит 40 процентов от общей потребности, а семенами подсолнечника и кукурузы — 60. До 2020 года построят и модернизируют более сотни селекционно-семеноводческих центров…

Что особенно радует, параллельно с грандиозными прожектами Минсельхоза, не забывают о развитии технологий и ведущие бизнес-игроки на рынке АПК. Что ни неделя, в стране открывается очередная «мичуринская» лаборатория, где скрещивают минимальные затраты и качество, вкус и безопасность, красоту и прибыль.

Так что, с импортозамещением у нас всё налаживается. Осталось только это малоприятное слово заменить на что-нибудь приличное.

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

6 + двадцать =