Вот новость: «Арабские медиа со ссылкой на Хейтама Абу Саида якобы сообщили об аресте пресловутого Абу Бакра аль-Багдади, халифа и правителя Исламского государства. Будто бы этот персонаж бежал из Мосула, пытался прорваться в Сирию, но был арестован, не то иракскими военными, не то вообще сирийским спецназом, которым руководили русские».
Эта информация в том или ином виде появилась в официозной «Российской газете», на волнах оппозиционного «Эха Москвы», на сайте брутального «Пятого канала» и много где ещё. Источники информации, если не вчитываться, везде разные.
В тексте «Пятого» ссылаются на абстрактные «западные СМИ», а в реальности на странный твит (Arrestato il Califfo dell’ISIS Abu Bakr Al Baghdadi 12:00 — 18 Apr 2017), в котором упоминается публикация вовсе не СМИ, а некоего сайта некой организации с пышным названием «Европейский департамент по безопасности и информации», если коротко — DESI. Организацию возглавляет тот самый Хейтам Абу Саид, его часто называют Генеральным секретарём этого DESI, но в публикации «Пятёрки» фамилию не называют. Чтобы докопаться до Абу Саида, надо идти по ссылкам.
В «Российской газете» ссылаются уже не на западные, а на арабские СМИ, зато Хейтам Абу Саид упомянут и превратился в «начальника информационной службы Комитета безопасности и информации ООН». Гиперссылок на источники «Российская газета» не даёт, но, правда, и не пишет, что операцию по захвату террориста №1 провернул «сирийско-русский спецназ». Стоит отметить, что в структуре ООН нет никакого «Комитета по безопасности и информации», и информационной службы с начальником тоже нет. Но это детали.
«Эхо Москвы» тоже ссылалось на мифическую информационную службу не менее мифического комитета ООН и на «арабские медиа», без каких бы то ни было гиперссылок.
Зато журналисты радиостанции новость расширили, сопроводив её подробной биографической справкой на халифа и расспросив видных востоковедов о вероятных последствиях этого задержания. Впрочем, были соблюдены информационные «приличия» с правильными словами «якобы», «возможно» и т.д.
«Новость» об аресте халифа разлетелась по российским СМИ так лихо, что «Интерфакс» был вынужден побеспокоить людей в Пентагоне и спросить о предполагаемом пленении аль-Багдади. «У меня нет никакой информации, подтверждающей это сообщение», — сказал «Интерфаксу» во вторник представитель Пентагона Адриан Ранкин-Гэллоуэй.
В сущности, мистера Ранкин-Гэллоуэйя можно было бы не беспокоить, если бы хоть кто-то из журналистов, опубликовавших новость о пленении аль-Багдади, провёл банальный факт-чекинг.
Я всё понимаю. Мосул, Ракка и сирийско-иракская граница сейчас места труднодоступные для большинства журналистов. Аль-Багдади, другие функционеры ИГ, иракское ополчение или сирийский спецназ — не те ребята, до которых можно дозвониться в любую минуту, если до них вообще можно дозвониться.
Но проверить источники, на которые ссылаешься, имена, титулы, гиперссылки —вопрос пары кликов и Гугла.
За 5 минут можно без труда выяснить, что пресловутая DESI (сама аббревиатура шепчет: проверь, проверь, проверь) — неправительственная и некоммерческая организация с продекларированными благородными целями, странными адресами, скандальными выступлениями и неясным источником финансирования.
Её генеральный секретарь, тот самый Хейтам Абу Саид и прочие функционеры наследили в Сети предостаточно. И наследили более, чем экстравагантно.
Еще три года назад со ссылками именно на них всевозможные малопочтенные порталы печатали душераздирающие новости про сотрудничество ИГ и Моссад, про ликвидацию аль-Багдади как носителя «неудобной информации», про постоянное авиасообщение между Мосулом и Аманом. И прочие благоглупости, которые пересказывать скучно.
Но, увы, никто из коллег не вспомнил об азах профессии и не озаботился даже такой банальной проверкой. Предпочли выяснить, всё ли так, у представителя Пентагона.
…Для меня очередное сообщение про арест аль-Багдади тоже прошло бы как не подтвердившаяся, но вполне добросовестная новость из горячей точки, если бы не собралась писать комментарий о последствиях этого самого предполагаемого ареста.
Два клика и — бац — очевидный, не слишком искусный и даже не замаскированный фейк, на который повелись многие серьёзные российские СМИ.
Или не повелись, а притворились, что повелись?
Или банальный факт-чекинг, в смысле fact-checking, уже отменили для всех и навсегда?
Раз так, то нечего на фейки пенять…