Очередная ужасающая авария. На этот раз в Татарии. Четырнадцать погибших, из них четверо — дети. Главный автоинспектор России считает, что всё дело в переутомлении водителей. Он явно перечитал Кафку.
Это уже не Зазерекалье, это Франц Кафка. Расследование трагического ДТП на трассе Альметьевск-Заинск только началось, но патрульные Госавтоинспекции по поручению своего вновь назначенного руководителя Михаила Черникова начнут масштабные рейдовые мероприятия, «направленные на перевозку людей». Будут массово тормозить автобусы и на глазок проверять, устал водитель или нет.
Главный автоинспектор говорит: «Если инспекторы ДПС заметят, что водитель находится в утомлённом состоянии, то, независимо от наличия пассажиров в салоне, рейс будет прерываться, а транспортное средство задерживаться». Это цитата, в которой якобы зашифрована трогательная забота о нашей с вами безопасности. Нам дают понять, что дело не в плохих дорогах и не в войне на шоссе, а в том, что шофёры были «устамши». Чистый Кафка — мир из которого хочется убежать.
Даже интересно, когда Михаил Черников был на обыкновенной российской трассе без мигалки и машины сопровождения?
Он не знает, что подавляющее большинство водителей ведут себя на шоссе как на войне. Если тебя обогнали, это личное оскорбление, вызов на поединок. Подрезал соседа по полосе — герой. Собрал шлейф из легковушек на двухполосном шоссе — утвердил своё стратегическое превосходство. Притормозил и позволил врагу выехать со второстепенной дороги — презренная трусость. А обгон лоб в лоб — самоотверженность, равная подвигу Александра Матросова.
Вот всего несколько зарисовок с российских дорог.
Легковушка на выезде с бензозаправки ждёт поворота налево, по полосе в правую сторону тянется вереница большегрузов, скорость 10 километров в час, впереди КПП, быстрее не разгонишься, но если кто-то притормозит, чтобы пропустить многострадальную легковушку, то наверняка у этой фуры будут номера с аббревиатурой FI или EST и звездами ЕС. В России дальнобойщики полагают себя королями дороги, пропустить какую-то мелкую машинку для них равнозначно отречению от престола.
Двухполосная трасса, пересечённая местность, тяжелогружёный лесовоз и по прямой тащится не больше 60 в час, а на подъёме идёт вовсе не больше 20. За ним вереница других машин вынуждена придерживаться такого же скоростного режима. Ни лесовозу, ни трактору не придёт в голову хотя бы время от времени пропускать скопившиеся следом машины, хотя очевидно создание предаварийной ситуации. Вероятно, для этих тяжеловесов вроде лесовоза и трактора такой эскорт нечто вроде колонны военнопленных.
Время от времени самые лихие в этой веренице решаются вырваться из плена и выезжают на встречную полосу, хотя в прямой видимости на них летит поток, лоб в лоб. Но на войне важно рискнуть, чтобы противник струсил первым.
Не дай бог пробка, народ выезжает на обочину и мчится в клубах пыли, словно курьер со сверхсекретным пакетом. Все «обочечники» знают, что от их лихачества пробка станет совсем мёртвой, но кто же станет жалеть противника в бою…
На дорогах идёт война всех против всех, а руководство ГИБДД обеспокоено режимом дня шофёров. Готовит массовые рейды по выявлению невыспавшихся водителей автобусов.
Следствие о ДТП в Татарии только началось. Интересно, узнаем ли мы скорость, с которой ехали автобус и сцепка бензовоз-большегруз, точную траекторию, выбранную для обгона автобусом?
Но уже сейчас есть вопросы относительно правомерности версий, выдвинутых экспертами. Можно даже попытаться реконструировать картину трагедии.
Самый главный вопрос: разве ПДД разрешают таким специальным транспортным средствам, как бензовоз буксировать хоть «Запорожец», хоть грузовик MAN? Тогда отчего об этом явном нарушении не упоминают на первых этапах следствия?
Почему выдвигают странную версию, будто водитель автобуса не то заснул за рул`м, не то ослеп от света фар встречной машины?
Картина ДТП, восстановленная СМИ выглядит следующим образом: шоссе Альметьевск-Заинск, четырехполосное, с разделительной полосой, выезжать на встречку для обгона нет необходимости, да и фары встречного потока идут чуть в стороне. Качество асфальтового покрытия удовлетворительное, ни рытвин, ни ям. Автобус пошёл на обгон, правым боком задел не то большегруз, не то бензовоз, после чего отлетело правое переднее колесо, в столкновении был пробит к тому же бензобак, от искры загорелся бензин, автобус закрутило и повалило поперёк разделительной полосы на правый бок. Бензовоз и грузовик ушли в кювет с другой стороны шоссе. Автобус сгорел, как факел. Но ничто не указывает на то, что водитель автобуса уснул. Спящие водители не перестраиваются для обгона.
А вот учитывая войну на российских дорогах, вполне возможно предположить, что бензовоз с прицепом воспринял попытку обгона, как личное оскорбление и вместо того чтобы сбросить скорость и сдвинуться вправо, наоборот, шёл максимально близко к разметке, разделяющей две полосы движения. Русские (ну, или татары) не уступают и не отступают. Большинство российских водителей ведут себя именно так, в стилистике «враг не пройдёт».
Однако главный автоинспектор России отчего-то не упоминает про тотальную войну на дорогах.
Он беспокоится о переутомлённых водителях и начинает кампанию, которая позволит любому инспектору отправлять на штрафстоянку автобусы, хоть с пассажирами, хоть без, если водитель производит впечатление не выспавшегося человека. И будут отправлять, если, конечно, водитель автобуса не сумеет доходчиво объяснить, что он вполне бодр и нет речи о переутомлении. Размер «доходчивости» аргументов будет зависеть от уровня среднедушевого дохода в том или ином регионе. Такая простая и циничная монетизация трагедии.
Господа, воюющие на дорогах, найдётся ли среди вас хоть один, кто поверит, что тотальные рейды против переутомленных водителей затевают ради нашей с вами безопасности?
Господа, воюющие на дорогах, вы еще не поняли, что военачальники вас давно предали? О вашей безопасности не заботятся ни автоинспекция (их интересует монетизация трагедий), ни дорожники (неделей раньше на трассе «Байкал» 14 человек погибли потому, что соответствующие службы не установили предупредительных знаков и необходимое бордюрное ограждение, хотя на участке велись ремонтные работы; вроде бы есть уголовное дело о халатности, но мертвых не вернуть).
Господа, воюющие на дорогах, не пора ли осознать, что выживание на шоссе заботит только тех, кто выезжает на это шоссе!
Так что штыки в землю! Войну пора заканчивать. Будем взаимно вежливы и предупредительны, сменим девиз «водитель водителю — волк» на более оптимистичный: «водитель водителю — друг, товарищ и брат». Иначе сгинем все на проклятущем шоссе, предварительно заплатив дань автоинспекции и дорожникам.
Ударим по Кафке сознательным перемирием, остановим войну на шоссе! Если не мы, то никто!