Наши автотрассы — не элемент инфраструктуры, а фольклорные персонажи. Трасса М-11, которая вот-вот соединит обе столицы, доказывает это лучше других, ибо претендует на звание лучшей в России.
Folklore в переводе с английского — «народная мудрость», устное словесное и музыкальное народное творчество. С английского — потому что в августе 1846 года изобрёл этот термин Уильям Джон Томс, британский учёный в самом хорошем смысле этого слова. Мистер Томс полагал, что народная мудрость сконцентрирована не только в словесных жанрах, музыке, танцах, но и в обыденном быте народа, будь то язык, верования, обряды, ремёсла…
Так что российские дороги — типичный фольклор. И М-11 не исключение. Она и былина, и сборник поговорок с пословицами, и городской фольклор. Уж про частушки и не говорю, они такие, что для публикации не годятся. Причём отдельной частушки достойна каждая достопримечательность хвалёной супер-трассы…
Но всё же платная автомагистраль М-11 — это прежде всего былина. Русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории, песня о богатырях. А богатыри тут все. И те, кто строили, и те, кто ездят. Тут все — Добрыни Никитичи, Ильи Муромцы или Суровцы Суздальцы и Саулы Леванидовичи. (Кто не слышал о двух последних персонажах, погуглите, и вам воздастся.) У кого-то ноги нехожалые, за кем-то Змей Горыныч гонится, кто-то с товаром тароватым, а кто-то идёт походом сразу на три царства — Латынское, Литвинское и Сорочинское. Точнее, гонит по трассе так, будто три царства впереди.
А ещё М-11 — яркая иллюстрация к обширному сборнику пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений российского народа. Все их, живо и ярко иллюстрирующие жизнь долгожданной трассы, которая за деньги позволяет добраться из одной столицы в другую чуть быстрее, чем дорога бесплатная со счастливым номером М-10, перечислить просто невозможно. Они уместились бы только в отдельном сборнике.
Глубокая, веками вымученная народная мудрость — обещанного три года ждут —должна быть признана девизом новой автомагистрали Москва–Петербург. Здесь обещанного ждут годами и готовы ждать десятилетиями.
Ждут появления стационарных заправок, вместо медлительных бочек-времянок от «Лукойла», бензинового монополиста на М-11. Впрочем, не только бензинового. Встречающиеся на трассе редкие кафе под литерой «М» — они тоже от лукавого «Лукойла» и только от него, другие рестораторы не допущены.
Ждут открытия новых участков шоссе. Особенно, когда в новостях широко объявляют о готовности участка от Мясного Бора до Тосно, а выезжаешь на трассу и не знаешь, кому верить, новостям или глазам своим.
Ждать, когда дорогоуправители вспомнят, что живём в ХХI веке и стыдно, если мобильная связь и мобильный интернет работают на лучшей дороге страны с перебоями, ни шатко ни валко.
Ждать, когда алчные акционеры коротенького подмосковного участка М-11 последуют совету президента аж трёхлетней давности и перестанут драть по 600 рублей за проезд 40 километров по более или менее гладкому шоссе, погружённому после захода солнца в кромешную тьму, потому что фонарей тоже надо ждать.
Ждать, когда хвалёную трассу, наконец, достроят придётся не три года, а вечно, потому что кусочек в 10 километров — объезд Твери — даже не запланирован, а потому, видать, ещё и внукам нашим придётся съезжать на М-10, чтобы проехать не 10, а 40 километров, объезжая Тверь…
Ещё одна поговорка точно описывает площадки отдыха на М-11, разрекламированные Росавтодором. Они — «ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса». Особенно биотуалеты, украшающие каждую площадку.
Придорожные туалеты в России особая заунывная песня, иногда трагическая. Те, что установлены на М-11, по шкале от 1 до 10 потянут на твёрдую «семёрку». Но это если со своей туалетной бумагой. Если без неё, остаётся только недоумевать, зачем на дверце каждого заведения размещена подробная инструкция насчёт использования одноразовой накладки на стульчак и грозный призыв не кидать отсутствующую туалетную бумагу в унитаз, раз ни того, ни другого нет и не предвидится.
Оптимисты, конечно, могут утешать себя поговоркой «Лучше синица в руке, чем журавль в небе». Мол, открыли движение и слава богу. Можно не только ехать, но и, отстояв длиннющую очередь, заправиться по ценам сильно выше московских, сходить в туалет, а не бежать до ближайших кустиков… Возрадуйся, народ! Но всё же это вроде как визитная карточка страны, магистраль, соединяющая две столицы. Точнее —недоделанная визитная карточка.
Зато дорогоуправители явно верят в магический завет капитана Врунгеля насчёт того, что «Как вы лодку назовёте, так она и поплывет», а потому, не дожидаясь окончания стройки, объявили всероссийское голосование относительного гордого названия для лучшей, но ущербной российской дороги.
В пресс-службе «Автодора» теперь перебирают предложения россиян: «Две столицы», «Столичная», «Столица», «Нева», «Валдай», «Александрийский путь», «Петровский тракт»… Красиво… Заодно критикуют сограждан за малограмотность. Лезут с банальностями вроде «Скандинавия» или «Россия», будто не знают, что «Скандинавия» — федеральная автодорога А-181, от Санкт-Петербурга до границы с Финляндией, а «Россия» — трасса М-10 , бесплатный дублер М-11.
По-моему, автомагистраль лучше всего назвать «Радищев». Ну хотя бы потому, что в бессмертном радищевском «Путешествии из Петербурга в Москву» было сказано: «Блаженно государство, если в нём царствуют тишина и устройство».
Второй подходящий вариант — «За шавермой/За шаурмой». Дорожные долгостроители эту игру слов оценили, но переживают, что во время презентаций М-11 такое название будет трудно объяснить иностранцам. Непереводимая, мол, игра слов.
По поводу долгостроя, недостроя, темноты, дороговизны и странного ценообразования, временных заправок и кафе от монополиста, стрёмных — даже по восточно-европейским меркам — туалетов в «Автодоре» отчего-то не переживают. Наверное, знают, как это всё правильно презентовать заморским гостям, которых занесёт нелёгкая на лучшую автомагистраль России. Наверное, скажут, что дороги в России — вовсе и не дороги, а часть фольклора.