Почему спальные районы — культурная пустыня?

Сергей Ачильдиев
Сентябрь23/ 2019

Чтобы в выходной день побывать в музее, на спектакле или концерте, большинству петербуржцев надо ехать в центр города. А это обычно час туда, час обратно. В других городах ситуация такая же. 

 

Северная столица — это два города в одном. Первый — шедевры зодчества, театры, музеи, выставочные и концертные залы, крупнейшие библиотеки. Второй  нагромождение железобетонных и кирпичных коробок, со всех сторон облепленных автомобилями, и вся культура — ангары под названием «Торгово-развлекательный центр» (ТРЦ). 

Первый — Петербург, культурная столица России. Второй — Ленинград, кольцо спальных районов, культурная пустыня. 

В выходные дни в петербургском метро не намного меньше пассажиров, чем в будни. Родители и бабушки-дедушки с детьми, молодые парочки, подростки  все едут в центр. На выставку, в музей, на спектакль, на концерт… В спальных районах пойти обычно некуда. 

Почему? Так уж исторически сложилось. 

Ленинград начал разрастаться в 1920-е  1930-е годы. Тогда вся культура в новостройках ограничивалась возведением дворцов и домов культуры, где работали кружки по интересам, а если театры, то самодеятельные. С конца 1950-х, когда стартовало массовое панельно-блочное строительство, не сооружали даже этих «очагов культуры»   только районные библиотеки и кинотеатры. Культура в послевоенном Ленинграде вообще финансировалась по остаточному принципу. Достаточно сказать, что за все послевоенные годы в городе не было возведено ни одного мало-мальски значимого здания для нового театра, музея или выставочной галереи. 

В современном Петербурге, при нынешнем хаотичном строительстве, спальные районы и вовсе превратились в каменные джунгли. Более или менее крупные театры, музеи, вузы, концертные и выставочные залы можно пересчитать по пальцам. И это в городе с пятимиллионным населением, где кольцо новостроек по размерам в несколько раз превышает исторический центрВ сегодняшнем спальном Ленинграде живут тысячи детей и взрослых, которые никогда не были в театре, музее или выставочной галерее. Причём в значительной степени только потому, что никогда мимо них не проходили. 

И снова: почему? Почему так происходит? 

Строители не виноваты. У них в уставе компании чётко записано: цель — извлечение прибыли. Они были бы даже рады учреждениям культуры в строящихся районах. Ведь цены на квадратный метр во многом формирует культурная среда. 

Развитие культуры — это дело городских властей, в том числе профильных вице-губернаторов и подчиняющихся им комитетов. Но и к чиновникам претензии предъявить трудно. Попробуй они сказать тому или иному деятелю культуры«Переезжайте-ка вы в спальный район или, по крайней мере, откройте там свой филиал». Да их сразу заклюют: «Вы что, хотите нас отправить в ссылку? Лучше уж прямо на Колыму!». 

Но с чего, собственно, театрам и музеям, особенно новым и небольшим, обязательно надо быть в историческом центре? Хозяева торговых центров знают, что чем ближе они к массовому потребителю, тем им выгоднее. А руководители театров, музеев, галерей считают, что их массовый зритель — невелика птица, сам к ним прилетит? 

Уверен, если в спальных районах станут появляться культурно-смысловые доминанты, они будут формировать и доминанты архитектурные, и культуру жителейКонечно, это долгий процесс, благотворные перемены станут заметны через десятилетия. Но чем раньше начать, тем раньше появятся перемены. 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

три + 19 =