Богатых и очень богатых людей в нашей стране всё больше. Но есть и другая Россия — страна бедняков. И это не только их беда. С таким обилием нищих у страны нет будущего.
Три десятка лет назад в нашей стране, носившей ещё имя «СССР», появился первый миллионер. Первый — легальный: Артём Тарасов. Тогда, в 1989 году, он сам и сообщил с экрана телевизора о своём сказочном благополучии — о месячной зарплате в три миллиона рублей.
Страна, к тому времени вроде бы уже привыкшая к небывалым новостям, была шокирована. Председатель кооператива «Техника» в одночасье превратился в отечественную знаменитость первой величины. Через год новоявленный миллионер стал депутатом РСФСР. В те времена стремительные взлёты были нередкостью.
А что касается тогдашних «миллионщиков» — да не был, конечно, Тарасов первым. И кооперативщики уже крутились вовсю, и были уже отработаны кое-какие неправедные финансовые схемы. Деньги у предприимчивых людей водились. Не знаю уж, как там насчёт «долларовых» миллионеров, но «рублёвые» наверняка были.
Страна вступала в эпоху первичного накопления капитала. Боже, какие персонажи появлялись среди делового люда! Сколько же анекдотов ходило о них, щеголявших сначала в спортивных «адидасовских» костюмах, а потом — в малиновых пиджаках!
Новых русских, мягко говоря, не любили, над ними смеялись, их проклинали, боялись… Но странно, в сложных этих чувствах, было что-то от соседских отношений: мол, что поделаешь, парень-то с нашего двора… Все мы были «оттуда», и все мы, хочешь не хочешь, были связаны множеством видимых и невидимых нитей.
Часто вспоминаю историю, рассказанную мне предпринимателем начала девяностых. Было ему за тридцать, по профессии — токарь, в советские годы не чурался профсоюзной работы. Энергичный был человек, крепкий профессионал, имел цепкий, практичный ум. И с наступлением новых времён не пропал, стал депутатом райсовета, занялся бизнесом — не знаю уж как, но удалось ему влезть в кожевенное производство. Деньги он зарабатывал приличные, ездил хоть и на старенькой, но иномарке. По тем временам — супер!
Как—то раз он отправился в Самарскую область, откуда, между прочим, был родом.
— Закончил я с делами, — рассказывал, — дай, думаю, загляну в деревню, к бабуле. Поехал, переночевал у неё. Всё хорошо, а я бабулю свою обожаю, она много со мной возилась… Стали прощаться. На крыльцо вышли, обнимаю её и чувствую, кто- то мне в карман пиджака лезет. Я руку опустил — а это моя бабуля суёт мне в карман десятку… — Бывший токарь помолчал, потом добавил: — Поверишь, еле сдержался, чтоб не расплакаться.
…Нынче мы без всяких эмоций воспринимаем слова «богатый», «миллионер». Они вошли в наш повседневный лексикон. Мы без особого любопытства просматриваем список Forbes, в котором можно обнаружить более ста имён «ребят с нашего двора». Но… Миллионы людей в стране живут на доход меньше прожиточного минимума, живут за чертой бедности. Имущественное расслоение в государстве колоссальное. Какие уж тут «связующие ниточки»! А без них, каких-то межсословных связей, межсословных отношений, разве сможет страна стать благополучной?
До тех пор, пока большинство россиян не будет иметь доход, который позволял бы человеку сохранять своё личное достоинство, — никогда!