Юбилей пришлось отметить без гостей

В честь 150-летия Виктора Калинникова в храме Спаса-на-Крови прозвучали духовные и светские сочинения композитора в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга под руководством Владимира Беглецова.

Творчество Виктора Калинникова — это преимущественно миниатюры, небольшие произведения для хора. Композитор действительно предпочитал писать камерные зарисовки, в отличие, например, от его товарища по так называемому «Новому направлению» в музыке Александра Гречанинова, который тяготел к развёрнутым формам («Страстная Седмица», хоровой  концерт «К Богородице прилежно», «Экуменическая месса»).

На первый взгляд, миниатюра звучит незначительно. Но не стоит недооценивать этот жанр, ведь на одной-двух страницах нотного текста композитору необходимо успеть интересно рассказать целую историю. А в случае неудачи времени на реабилитацию нет — не будет тебе развёрнутой репризы, орнаментальных вариаций или ещё 10 номеров в цикле. Ни один такт в миниатюре не может быть написан просто так: каждый значим, в каждом должна быть мысль. Таков уж коварный и суровый мир этих маленьких произведений.

В общем, не будет преувеличением сказать, что для того, чтобы писать миниатюры, требуется талант, а чтобы их писать хорошо — нужны подступы к гениальности. Слушая такие изысканные шедевры, как «Осень» и «Элегия» на стихи Александра Пушкина, нельзя не восхититься мастерской способностью композитора уместить «море в напёрсток».

Впрочем, автор всегда фигура зависимая. И зависит он от исполнителей. Особенно в миниатюре, где музыкантов подстерегают все те же трудности, что и композитора. Но Концертный хор Санкт-Петербурга и его главный дирижёр, лауреат Международного конкурса симфонических дирижёров Фонда Иегуди Менухина, Заслуженный артист России Владимир Беглецов, — именно такие исполнители. Однако…

Однако на этот раз в художественный процесс вмешались суровые обстоятельства.

Вечер. Спас-на-Крови. По улицам, ловко скрываясь от властей, разгуливает изворотливый коронавирус. А потому концерт проходит без слушателей, идёт трансляция концерта в группе Концертного хора в социальной сети «ВКонтакте». (vc.com/spbconsertchoir).

Расставлена звукозаписывающая аппаратура и видеотехника. Появившийся на ступенях перед алтарём хор встречают аплодисменты девяти работников музея. Как-то прозвучит музыка в отсутствие аудитории?

И вот, перед тем как хор начнёт исполнять светские хоры, звучат пять духовных сочинений Калинникова. Без сомнения это удивительные по гармоническому заполнению, но не перегруженные, не лишённые воздуха произведения. Захватывает дух. В пустом храме с высочёнными сводами, где акустика гудит, а звук окутывает тебя целиком со всех сторон, хор звучит немного даже нереально. В идеально выстроенном балансе между голосами слышны все подробности, каждая вертикаль, и всё это объединяется в единое музыкальное по мысли полотно. То здесь то там можно уловить вкрапления традиционных распевов, которые Калинников умело внедряет в свои сочинения. И это сочетание элементов традиционности в музыкальном письме со стенами храма в псевдорусском архитектурном стиле оказывает невероятное впечатление.

Светские сочинения Виктора Калинникова — хрестоматия для хоровых дирижёров. Это первое, с чем студенты дирижёрско-хорового отделения сталкиваются на уроках по специальности, чтению хоровых партитур и в хоровом классе. А так как состав хора процентов на девяносто пять состоит из выпускников этого отделения, то всегда интересно услышать, как уже взрослые музыканты исполнят произведения до боли знакомые c юности. Задача непростая для исполнителей, но в первую очередь для дирижёра — предложить такой вариант трактовки, который не будет тоскливо-академичным, но вместе с тем даст возможность взглянуть на музыку Виктора Сергеевича свежим взглядом. Тут, похоже, рецепт у Владимира Беглецова прост: делать то, что указано автором в нотах, соблюдать нюансы, темпы, добиваться ясного слова; как говорится — не подделывать документы.

В этот вечер в миниатюрах Калинникова стихи Ивана Бунина, Евгения Баратынского, Александра Пушкина, Василия Жуковского и других русских поэтов заиграли новыми яркими красками. Как после концерта сказала одна из артисток хора, «несмотря на отсутствие слушателей, эмоциональность всё равно была, потому что такую музыку невозможно петь равнодушно!».

К большому сожалению, это пока единственный концерт, который почтил память композитора-миниатюриста. В пустом храме без слушателей было одиноко, но… на протяжении всего концерта ни разу не зазвонил мобильный телефон.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

восемнадцать − семь =