Почему в одних странах стараются забыть своё плохое прошлое и даже принимают на сей счёт законы, а в других каются и призывают не забывать преступлений своих далёких предков?
Знаменитая реплика Савелия Крамарова в «Джентльменах удачи» про то, что памятник посадить нельзя, имеет глубокий подтекст. Вполне серьёзный, даже философский. И американская война с памятниками, начавшаяся после того как полицейский задушил безоружного Джорджа Флойда, — далеко не первое тому доказательство.
Поначалу российская реакция на происходящее в Америке была однозначной. «Осквернение памятников генералам-южанам, Теодору Рузвельту, Колумбу, Сервантесу и т.д. — варварство!», «Историю не зачеркнёшь!», и вообще «Ну, американцы — тупы-ые!»
Позже появилась аналитика. Серьёзные авторы заговорили о том, что, даже если вынести за скобки бесчинства мародёрствующей накипи, всё это в чистом виде левацкие атаки. И атаки эти ведут не к равенству, о чём кричат противники памятников и сторонники покаяния белых, а к свёртыванию демократии и свобод, в том числе для афроамериканцев. Дескать, Россия всё это уже проходила в начале ХХ века и дошла сначала до безвластия, а потом до тоталитаризма.
Но нашлись и такие, кто попытался отыскать в сегодняшних американских событиях правильный смысл. Дескать, монументы расистам, угнетателям и убийцам — материальное оправдание преступлений. Да, это было в далёком прошлом, но если теперь не отречься от него, оно может повториться. И тут опять следует переход к родным российским реалиям. А если точнее — к памятникам Владимиру Ленину, которые расставлены по всей стране в безумных количествах.
Аргумент железный. Как петербуржец могу подтвердить: в Северной столице свыше 50 ленинских памятников, в том числе бюстов. А мемориальных досок, хранящих его имя, — около 150.
Текст некоторых досок просто анекдотичен: «В этом здании 31 декабря 1917 г. … выступал Владимир Ильич Ленин на новогоднем вечере перед рабочими и красногвардейцами Выборгской стороны» С чем выступал, не уточняется: то ли с танцами, то ли с песнями о главном?
Иные даже глуповаты: «В этом доме, в комнате сестёр Невзоровых, в ноябре 1883 года В.И. Ленин выступал с докладом на собрании петербургских марксистов. С этого времени Ленин становится руководителем социал-демократического движения в России» Вот так: прочитал доклад на дому у сестричек и сразу превратился в отца русской социал-демократии.
Конечно, такое количество ленинских памятников и мемориальных досок в одном, даже большом, городе — это далеко за пределами разумного. Те памятники, что не имеют художественной ценности, наверняка можно было бы свезти в «парк советского периода», как предлагалось ещё в начале 1990-х.
Не сомневаюсь, такая акция помогла бы сделать Петербург ещё краше. Но уверен и в другом — сколько памятников нашего плохого прошлого ни скидывай с пьедесталов, в душах и умах людских от этого ничего не поменяется. Те, кто верил, что Ленин — величайший ум, народный благодетель и «самый человечный человек», те и впредь будут в это верить. Вот ведь ещё при Никите Хрущёве снесли все памятники Сталину, а мумию вынесли из Мавзолея, но до сих пор в миллионах российских голов генералиссимус жив-живёхонек. По-прежнему великий, мудрейший, «эффективный менеджер» и победитель в величайшей войне.
Нет, не в бронзе дело. А в заповеди Моисея: «Не сотвори себе кумира» (Исход, 20, 4). Убей памятник идолу в себе, и тогда тебе не будут мешать памятники, стоящие на земле.