Смоленск. На семи холмах, на семи ветрах

Сергей Ачильдиев
Апрель30/ 2021

В будущем году этот город, раскинувшийся по обоим берегам в верхнем течении Днепра, отметит своё 1160-летие. Сегодня здесь на каждом шагу древняя история пересекается с современностью.

В небольшой гостинице, где мы остановились, я поинтересовался, откуда к ним чаще приезжают. Мне ответили, не задумываясь:

— Чаще всего — из Москвы. Немало бывает туристов из Петербурга…

Ну, с москвичами всё ясно. От столицы сюда всего около 400 километров по отличной шоссейке. К тому же Смоленск тоже стоит «на семи холмах», вроде как родной, но зато маленький, тихий и уютный.

А чем притягивает Смоленск петербуржцев?

Дорога в два раза длиннее, да к тому же однорядная и последние без малого три сотни километров в сплошных заплатках. Причём примерно 60 из этих километров, от Невеля до Усвят, платные — 200 рублей с легковой машины — и в таких кочках, что всю душу вытрясет. (Кстати, интересно — где-нибудь в стране есть ещё убитая автодорога, за проезд по которой деньги собирает Автодор, «государственная компания, которая действует в целях выполнения функций заказчика при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автодорог»?)

Кроме того, для петербуржца, привыкшего ездить и ходить по ровной земле, эти «семь холмов», которых на самом деле гораздо больше, — сущее наказание. Ведь холмы-то — вовсе не холмы, а настоящие горы. Даже путеводитель признаёт, что в иных местах перепады достигают 90 метров.

Но…

Петербург со Смоленском тоже связывает много похожего. Даже несмотря на то, что Смоленск поминается ещё в «Повести временных лет» под 862 годом, а Северной столице через месяц стукнет всего-навсего 318 лет.

И Петербург, и Смоленск находятся не то на восточной окраине европейского Запада, не то на западной окраине русского Востока — на семи ветрах. А потому долгое время оба города, даже когда они входили в состав России, не были в полной мере русскими, что наложило на них свой особый отпечаток.

Смоленск, в разные годы числившийся и за Великим княжеством Литовским, и за Речью Посполитой, и даже за Белорусской ССР, всегда был многонациональным. Здесь, рядом с русскими, жили поляки, литовцы, белорусы, евреи… На улицах, рынках, в торговых лавках никто не удивлялся  разноязыкой речи. Совсем как в Питере, где Екатерина II даже повелела указатели с названиями улиц вывесить не только на русском языке, но и на немецком.

И подобно тому, как Ленинград в годы Великой Отечественной стал городом-воином, Смоленск превращался в воина множество раз за свою долгую историю. И тоже не потому, что смоляне отличались какой-то особой воинственностью, а исключительно потому, что этого требовала жизнь — родных, родного города, родной страны.

Война — это антикультура. Может быть, именно поэтому в Смоленске так высоко ценятся искусства. В этом небольшом городе, с населением 325 тысяч человек, —38 вузов, включая государственный университет, а также 18 средних специальных учреждений, 6 театров, филармония и 2 концертных зала, 6 музеев и 4 выставочных центра и галереи. При этом некоторые музеи в высшей степени уникальны, как, например, музей Сергея Конёнкова, в котором  на двух этажах выставлены работы скульптора, подаренные им самим.

Почти весь исторический центр города, в котором немало пренкрасных памятников, зданий и сооружений, тщательно отреставрирован и поддерживается в отличном состоянии. Особо отмечу, что многие крупнейшие центры культуры и образования расположены в зданиях, находящихся под охраной государства: Детская художественная школа — в бывшей резиденции смоленских гражданских губернаторов (1781 г.), Городская гимназия — в здании бывшей мужской классической гимназии (1861 г.), Дворец культуры профсоюзов — в здании бывшего Благородного собрания (1887 г.), Областная библиотека им. А. Твардовского — в здании бывшего Купеческого собрания (1888 г.), Дворец творчества детей и юношества — в здании бывшего Офицерского собрания (1895 г.)…

Писатели Айзек Азимов, Александр Беляев, Борис Васильев, Михаил Исаковский, Николай Рыленков, Александр Твардовский — все они родились на Смоленщине. Причём только Азимов уехал отсюда в детстве, все остальные выросли на родине и сформировались здесь как творческие личности. Это говорит не только о самих писателях, но и о среде, в которой они жили, — о семье, учителях, школе, кружках, друзьях. К слову, бюст писателя-фантаста Александра Беляева установлен совсем недавно — осенью прошлого года и на народные пожертвования.

 

 

…И всё же одна черта сегодняшнего Смоленска производит тяжёлое впечатление. Многие кафе, рестораны, магазины, небольшие развлекательные центры, образовательные курсы — не работают. То тут, то там наглухо закрытые двери — запылённые, грязные, с вывеской «закрыто». Почти всюду причина одна — ковид. Покупательная способность смолян и прежде была невысокой, а теперь упала ещё ниже.

Дай Бог, ненадолго…

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

один × три =