«Законы святы, но исполнители лихие супостаты». Это цитата из комедии, которую русский драматург Василий Капнист написал в 1798 году. 223 года назад. А как свежо звучит! Словно чернила ещё не просохли…
Страна
«…правительство все ещё единственный европеец в России», — эти слова Александра Пушкина из письма Петру Чаадаеву от 19 октября 1836 года всегда очень любила российская власть. Даже в те годы, когда официально проводилась антиевропейская политика. Власть всегда даже гордилась этим высказыванием гения.
На самом деле смысл пушкинской фразы ужасен. Если такое правительство, Николая I, — наш единственный европеец, то насколько же варварская у нас страна?
Из мыслей может вырасти идеология, из идеологии — только безмыслие.
У голого короля и народ голый.
Общество
Желание видеть будущее своей страны и всего мира в прошлом — болезнь, встречавшаяся в России не раз, начиная с Александра Шишкова и славянофилов. Уже Александр Грибоедов в «Горе от ума» смеялся над теми, кто «сужденья черпают из забытых газет / времён Очаковских и покоренья Крыма». Но страдающие этим недугом не переводятся даже по сей день. Всё им кажется, что, если строить будущее по лекалам прошлого, так ничего лучше и выдумать невозможно.
Но разве уроки истории в этом?
Может, журналистика и вторая древнейшая профессия. Но это ещё не повод, чтобы превращать её в первую.
Революционер — это всегда личность, готовая пожертвовать собой ради всеобщего счастья. Но, как правило, у него есть и другая жизненная логика: если ради светлого будущего я с готовностью жертвую своей жизнью, то почему нельзя пожертвовать и чужими?
Подданные, а не граждане — вот один из основных признаков традиционалистского общества.
Ах, если бы простой народ был и вправду прост!
Глас народа — бич Божий.
Трудно поверить в духовность нации, мужчины которой не спускают за собой воду в общественных туалетах.
История
Поначалу славянофилы находились в оппозиции к самодержавному правительству. Но потом превратились в его опору. При виде общих врагов — западников («пятая колонна») и Европы — обе стороны закрыли глаза на идейные расхождения.
В XIX веке в России появились «лишние люди», в основном интеллигенты. В октябре 1917-го лишней стала вся интеллигенция.
Зимний дворец взяли штурмом всего за несколько часов. А в результате пришлось штурмовать продуктовые магазины три четверти века.
Это какой же надо страдать языковой глухотой, чтобы завершить название своей политической партии отдельно, в скобках, стоящей буквой «б»! Неужели никому из вождей РСДРП(б)–РКП(б)–ВКП(б) не приходило на ум, насколько здесь эта буква двусмысленна для русского уха?
В истории России было немало идей, которые претендовали на звание национальных. «Москва — третий Рим. А четвёртому не бывать». «Православие. Самодержавие. Народность». «Даёшь мировую революцию!». «Построение социализма в одной отдельно взятой стране». «Создание материально-технической базы (МТБ) коммунизма»… Но ни одна из них национальной идеей так и не стала. Главная причина в том, что они были кабинетно-государственными.
Советские народные дружины — это вторичные правоохранительные органы.
Личность
Самоидентификация личности, осознание ею собственной значимости, изначально непреходящей ценности и роли в общественном устройстве — всё это сталинский режим старательно ломал и перемалывал в человеке с раннего детства. В результате человек вырастал безличной личностью.
Высшее проявление силы — доброта.
Не клади все яйца в одну потребительскую корзину! Первое съешь сразу, а второе оставь на чёрный день.
Если тебя поцеловали в левую щёку, подставь правую!
Искусство пить не в том, чтобы пить много, а в том, чтобы пить долго.
— …А развод получишь, когда погасишь супружеский долг!