Как в жизни отыскать родную колею?

Российское высшее образование отказалось от обязательного пяти- или шестилетнего обучения. Теперь есть бакалавриат и магистратура. Но, может, имеет смысл ввести ещё одну ступень — лиценциатскую?

«Сам виноват: и слёзы лью, и охаю — / Попал в чужую колею глубокую», — сокрушался герой Владимира Высоцкого. Уверен, в наши дни этому герою с чувством и толком подпоют многие, в том числе вузовские первокурсники. Но как найти свою дорогу, если вуз предлагает уже наезженную?

 

На четвёртом курсе я понял, что не хочу заниматься физикой. Не то, чтобы наука совершенно мне опротивела, но как-то само собой сделалось ясно, что мы с ней существуем в разных плоскостях жизни.

Чётко помню день и событие, когда эта мысль укоренилась в сознании. Накануне провёл целый вечер в напрасных попытках решить задачу по электродинамике. Кажется, нужно было посчитать заряд некоего шарообразного тела. Систему уравнений выстроил, граничные условия вроде бы определил, но дальше продвинуться не сумел. Более того, когда на следующий день приятель пытался мне объяснить ход своей мысли, я не понял и этого.

Но осознал грустную необходимость — надо сойти со стези, проложенной Ландау, Капицей,  Зельдовичем. Той самой колеи, по которой успешно продвигались некоторые мои сокурсники.

Политехнический институт, тем не менее, я окончил и несколько лет достаточно успешно занимался прикладной физикой металлов. Даже руководил группой механо-металлографических испытаний в центральной лаборатории одного ленинградского судостроительного завода. Но всё-таки ушёл оттуда — победила литература. А то бы так и продолжал заниматься проверкой плавок на твёрдость и прочность, а также разрабатывать методы неразрушающего контроля.

Эту часть моей истории я бы подытожил, говоря современным языком, так — бакалавр из меня получился изрядный. До магистра физики способностей, увы, не хватило.

Сейчас принялись ругать болонскую систему, ставить в пример подготовку специалистов в старые добрые времена. Старыми они и вправду стали, а вот добрыми в памяти моей не остались.

Помню своих коллег на заводе, инженеров различных служб и отделов. Большинство занималось совершенно рутинной работой, для которой вовсе не обязательно было учиться пять с половиной лет, сдавать экзамены и зачёты по разнообразным дисциплинам. Приятель в ОГМете (отделе главного металлурга) занимался разработкой гибочной оснастки. Ему задавали различные материалы и формы, а он чертил всё те же пуансон и матрицу, только с разными углами. Теперь работу, на которую он тратил неделю, машина выполнит за полтора-два часа. Задаст оператор иные параметры — и будьте любезны, получите на выходе принтера требуемую документацию.

Зачем лишние знания субъекту, который только тычет пальцем в клавиатуру? Нет смысла тратить время и деньги только для того, чтобы перегрузить человека ненужной ему информацией. Если он не годится для творческой работы, стало быть надо обстругать  его для обыденной. Шлифовку — два курса магистратуры — лучше оставить для избранных.

Более того, далеко не каждый из тех, кто поступает на первый курс университета, может добраться даже до степени бакалавра. Слишком многие, не успев получить аттестат зрелости, торопятся подать заявления в десяток различных вузов. А через два года убеждаются, что не туда они подались, не своим делом пытаются заниматься.

Колея может оказаться не своей по двум причинам. Ухватил поначалу не то направление, да к тому же  и мозгов не хватает, чтобы получить университетский диплом.

Думаю, что многие мои нынешние коллеги-преподаватели вузов замечают, как начинают пустеть аудитории на третьем курсе. Два года люди вроде бы ещё тянут, а потом уходят — нет, не в загул, на обычную службу. Работают, зарабатывают деньги.

Логично задать вопрос — почему не бросают университет? Ответ на поверхности —  уплочено. Если студент — бюджетник, ему жалко затраченных на первых двух курсах времени и сил, если он учится на коммерческом — жаль вдобавок минимум 300 тысяч рублей, которые пришлось выложить за оба курса. Что же, прикажете выбросить такие деньги в мусорную корзину? Нет, студент будет держаться за призрак диплома зубами и ногтями, сдавать на последнем курсе полтора десятка долгов, выдирая заветные корочки.

Мне кажется, нужно облегчить судьбу молодым людям. Давайте введём ещё одну ступень высшей школы — двухгодичную. Можно назвать её лиценциатской, по примеру нескольких европейских стран.

Человек заканчивает школу и выбирает себе даже не профессию, а направление, в котором он хотел бы двигаться. Техническое, естественно-научное, гуманитарное. И первые два года он получает именно образование, то есть знания в некоторой сфере человеческих интересов. Общая физика, математический анализ, сопротивление материалов, теория машин и механизмов, история литературы, теория массовых коммуникаций и т.д., и т.п. А через два года он сдаёт переходный экзамен и решает, чем будет  заниматься в дальнейшем. Может, выберет определённую специальность и будет получать профессиональные навыки. А, может, решит, что хватит с него всякого школярства и отправится искать своё место, свою колею.

Если рассуждать даже сугубо прагматично, вложенные средства вполне себя оправдают. Человек получит знания, более широкие, чем требует аттестат зрелости. А также и реальное свидетельство своей интеллектуальной деятельности, которое сможет указывать в резюме.

Думаю — даже уверен, — что подобное деление обучения в вузе поможет решить в стране многие социальные проблемы. Профессиональная ориентация сделается легче, осмысленней, а специалист с университетским дипломом окажется более приспособленным к реальной жизни.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

три × четыре =